Литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал «Наш современник» объявил о творческих итогах 2021 года
Премия имени В. В. Кожинова за многолетнее служение русской культуре присуждена прозаику Александру Проханову за роман «ЦДЛ».
Проханов Александр Андреевич родился в 1938 году в Тбилиси. Советский и российский писатель, журналист, прозаик, сценарист, общественный и политический деятель. Окончил Московский авиационный институт. Автор многих книг прозы и публицистики, романов «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген», «Крейсерова соната», «Человек звезды» и других. Живет в Москве.
«ЦДЛ» – роман о быте завсегдатаев Центрального дома литераторов, о войне в Афганистане, о заключительном этапе горбачевско-яковлевской перестройки, о днях и людях ГКЧП, о любви. А стержень сюжета – возрастающее одиночество одного из последних защитников Советского Союза, выведенного в романе под именем писателя Виктора Ильича Куравлева, который становится в финале книги главным редактором газеты «День». Прошлое сгорело… Фантастически сгорает Центральный дом литераторов на улице Воровского в Москве. «Дом литераторов горел жарко. Было видно, как из горящих панелей Дубового зала, окутанные дымом, вылетают писатели… Писатели улетали из России».
Премия имени Л. М. Леонова (номинация «Молодые прозаики») за повесть «Инстаграм» присуждена Анастасии Булыгиной.
Булыгина Анастасия Максимовна родилась в 1998 году. Окончила Литературный институт им. А. М. Горького, работает репетитором по русскому языку и литературе. Живет в Москве.
Повесть «Инстаграм» рассказывает об инстаграм-блогерше по имени Аня Цвилева. С первых страниц автор показывает изнанку красивой картинки из соцсетей: «В этой квартире везде был хороший свет, приятная картинка, изысканный аромат. И плевать, что под кроватью молили о стирке грязные носки, а шкафы, готовые вывалить кучу скомканной одежды на любого, кто вдруг отворит их дверцы, пухли от ненужного шмотья и немодных босоножек». Но Булыгина не останавливается на противопоставлении ожиданий подписчиков блогерши и реальности, в которой она живет. Она углубляет драму героини, раскрывая детали ее биографии: мать с отчимом живут в ссорах, с отцом отношения не сложились, за квартиру она порой вынуждена платить своим телом... Аня Цвилева оказывается на самом дне: подруга от нее отвернулась, за квартиру долги, а бывший украл все ее накопления. И тогда в ее жизни появляется шанс поработать с самой Лейлой Гаджиевой, блогершей с 1,5 миллионами подписчиков. В целом – это динамичный рассказ о жизни современной девушки и ее современных проблемах.
Премия имени Ю. П. Кузнецова (номинация «Молодые поэты») за подборку стихотворений «Я просто современный азиат!» присуждена Гаврилу Андросову.
Андросов Гаврил Гаврильевич – якутский поэт, публицист и переводчик, член Союза писателей России, заместитель председателя правления Союза писателей Якутии. Родился в 1985 году. Окончил Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова по специальности «литературное редактирование и критика». Член Русского географического общества и Совета по языковой политике при главе Республики Саха (Якутия), руководитель творческого объединения молодых писателей «Тыл кыһата» («Кузница слова»). Автор многих поэтических сборников. Стихи включены в антологию «Современная литература народов России: поэзия». Произведения переведены на русский, польский, болгарский, вьетнамский, кыргызский, тувинский, ногайский языки. В настоящее время является главным редактором литературного журнала «Чолбон». Живет в Якутске.
***
Моя сверхъестественная тоска по тебе,
беспредельная ширь, пяти Франциям равная,
благословенной земли якутской,
вместилась в одно лишь ушко игольное.
Моя просветленная страсть к тебе
на ночном нахмуренном небосклоне
воссияла переливчатыми сполохами.
Моя неотступная тяга к тебе
пробила насквозь хребты Верхоянские,
громогласьем душераздирающим разразилась,
разбудила вулканы первозданные
в глубине под толщей вечной мерзлоты,
как туесок, взметнула необозримую тундру
разбушевавшимся вихрем, ниспосланным в наказание!
Моя приглушенная песня к тебе
со стороны обратной Луны доносится,
чтоб осенней зарей багряной
в мочках ушей твоих подрагивать
на весу украшением золотым
с камнем, приветливый свет лучащим.
Моя мятежная душа пусть вечно вращается,
Как Земли неотступная спутница, в сердце твоем.
Перевод Максима Амелина
Премия имени А. Г. Кузьмина (номинация «Молодые историки и публицисты») за статью «Есть высшая доля...» присуждена Константину Шакаряну.
Шакарян Константин Ашотович – поэт, переводчик, эссеист. Родился в 2000 году в Москве. С 2008 года живет в Ереване. Учится в магистратуре на филологическом факультете Ереванского государственного университета. Стихи, эссе и переводы публиковались в периодических изданиях России, Армении и Белоруссии: «Плавучий мост», «Новая Немига литературная», «Литературная Армения», «45-я параллель», «Молоко», «День литературы», «Поэтоград», «Наш современник», «Звезда». Живет в Ереване.
Статья «Есть высшая доля...» посвящена 90-летию со дня рождения большого русского поэта Глеба Горбовского. «Творчество Горбовского бесконечно многообразно, многопланово и текуче. В одной, пусть большой, статье нет возможности охватить все основное, сделанное поэтом, все те черты его поэтического облика, каждая из которых заслуживает отдельного большого разговора. Но попытаемся проследить путь поэта, пройти с ним по главным вехам этого пути... Попробуем размотать клубок судьбы поэта, взявшись за главную нить – нить поэзии, – и пройти лабиринтами времени, «в плену» у которого находится он, заложник вечности».
Ежегодные премии за лучшие произведения 2021 года присуждены:
Проза
Владимиру Крупину, прозаику, – за повесть «Громкая читка».
Крупин Владимир Николаевич родился в 1941 году на Вятской земле. Окончил Московский областной пединститут. Автор многих повестей и рассказов, романа «Спасение погибших», путевых заметок о Ближнем и Среднем Востоке, о Константинополе. Автор «Православной азбуки», книги «Русские святые». Лауреат Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия. Печатается в журнале «Наш современник» с 1972 года. Живет в Москве.
Повесть «Громкая читка» рассказывает о ялтинском Доме творчества начала 70-х годов прошлого столетия. Тема – творческая атмосфера того времени, становление молодого писателя в окружении писателей старшего поколения. Классик одной из южных республик Советского Союза приглашает писателей послушать его повесть, высказать свои мнения...
Дмитрию Лиханову, прозаику, – за роман «Звезда и крест».
Лиханов Дмитрий Альбертович – российский журналист и прозаик, сын известного писателя Альберта Лиханова. Окончил факультет журналистики МГУ (1982). Начинал работу в 80-х в газете «Советская Россия» и журнале «Огонек». В конце 80-х стал обозревателем популярной газеты «Совершенно секретно». Один из пионеров жанра журналистского расследования в нашей стране. Лауреат в области экстремальной журналистики и премии «Золотая полка российской журналистики». Как автор художественной прозы дебютировал в 1991 году детективной повестью «Прощай, Сирокко!». В 2001 году выпустил сборник новелл «Idée Fixe», в 2010 году – книгу рассказов «Любовь до востребования», в 2015 году – сборник журналистских работ «Жанры жизни».
В романе «Звезда и крест» две сюжетные линии. Одна из них охватывает период с 1982 по 1995 год и разворачивается сначала на Афганской войне, а затем в Москве. События второй происходят в античной Антиохии с 250 по 303 год нашей эры. История любви Киприана и Иустины в античности перекликается с не такой далекой современностью: советский офицер, прошедший через жестокое горнило Афгана, постепенно приходит к Богу и совершает свой подвиг.
Михаилу Чванову, прозаику, – за повесть «Моя родословная».
Чванов Михаил Андреевич – писатель, публицист, общественный деятель. Автор более 20 книг прозы и публицистики. Мечтал стать геологом, но поступил на филологический факультет Башкирского государственного университета. Руководитель экспедиции, первой исследовавшей крупнейшую пещерную систему Урала – пропасть Кутук-Сумган – в 1965–1967 годах. Один из руководителей экспедиции по поискам пропавшего без вести при перелете через Северный полюс из СССР в США самолета С. А. Леваневского. Вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Председатель созданного им Аксаковского фонда.
«В школе мы изучали историю Древнего Рима, Греции, но только не историю родного края. А уж историю своей семьи – Боже упаси, можно до такого докопаться, что лучше не трогать. А может быть, я просто был не любопытен, отчего испытываю стыд и перед своими предками, и перед самим собой».
Валерию Иванову-Таганскому, прозаику, – за роман «Рокировка».
Иванов-Таганский Валерий Александрович – писатель, актер, режиссер, драматург. Заслуженный артист России. Родился 16 декабря 1943 года в Ивановской области, в г. Никологорск. Работал в Рижском ТЮЗе. Окончив в Риге в 1962 году Художественное ремесленное училище, поступил в театральное училище им. Щукина (Москва), которое окончил в 1966 году. С 1966 года по 1977 – ведущий артист Московского театра на Таганке. С 1979 по 1982 год – главный режиссер академического театра им. Лермонтова в Алма-Ате. Автор книг «Обреченная на жизнь», «Грабли для Сократа», «Кого отмечает Бог», «Запрет на прозрение», «Грязь к алмазам не пристает», «Любовь со взломом» и других.
Роман «Рокировка» можно назвать политико-историческим, однако он нескучен обилием литературных, философских, экономических и исторических цитат, статистических данных и поэтических строф. Это не история про шахматы, а тема подмены одного человека другим; сюжет, имеющий давние традиции в литературе, вплоть до «Железной маски» Дюма. Главные герои произведения внешне не похожи друг на друга, но они «двойники» по мировоззрению, по решимости во имя справедливости, правды и спасения близких людей совершать самые рискованные поступки. Пренебрегая опасностью, персонажи идут на «рокировку», которая окажется оправданной, но непредвиденно опасной.
Поэзия
Юрию Кабанкову, поэту, – за подборку стихотворений «Потому что грачи прилетели».
Кабанков Юрий Николаевич – поэт, критик, публицист, филолог, богослов. Родился во Владивостоке в 1954 году. Служил на Тихоокеанском флоте, работал парашютистом-пожарным, электромонтажником, преподавал в сельской школе, редактировал книги. Выпускник Литературного института им. Горького (1983). Член Союза писателей СССР с 1988 года; с 1998 года – член Русского PEN центра Всемирной ассоциации писателей. Автор десятка книг и множества публикаций в центральной, региональной и зарубежной периодике. До 2019 года включительно – доцент кафедры теологии при Департаменте философии и религиоведения Дальневосточного федерального университета (Владивосток). Кандидат филологических наук. Живет в Крыму, под Севастополем, в селе Фронтовом.
***
У беспокойных барашков – сигнальный ошейник:
сунется мордою в куст, Моисею горящий,
тут же – тревога на пульте: попался мошенник! –
Знают, что в этой Купине – Господь говорящий.
Знают о том, что у Бога обителей много,
что не оставит Господь Саваоф никого без ответа.
Им не до истин: взыскуют свою перемогу
слепо рожденные тьмою кромешной неангелы света,
ложной локацией обременяя наивных овечек –
агнцев Господних, сияющих неугасимо…
Ох, как корежатся эти неангелы в пламени свечек!
Сказано: их бремена неудобоносимы.
И неприемлемы Господу щедрые их приношенья,
скорбные лики, личины и мнимые их величины;
сказано: этаким ангелам – вместо ошейника – жернов на шею,
и потопить, соблазняющих, в бурной пучине –
чтобы вовеки тебе не охотиться, волче, на облачных овнов!..
Сказано: в прах обращает Ие́гова медь истуканов бескровных –
дабы не застили Свет Невечерний своими телами литыми, –
свет золотой от барашка, руны его золотые…
Николаю Брауну, поэту, – за подборку стихотворений «Дождь по тюремным стеклам».
Браун Николай Николаевич – русский поэт, переводчик, публицист, общественный деятель. Родился в 1938 году в Ленинграде. Один из лидеров монархического и казачьего движений. В 1969 году был арестован КГБ как «особо опасный государственный преступник», приговорен к семи годам спецстрогих политлагерей и трем годам режимной ссылки. Десятилетний срок отбыл целиком. В 1979 году вернулся в Ленинград. Участвовал в возрождении казачества как репрессированного сословия. С 10 апреля 1996 года – заместитель начальника Главного штаба Союза казачьих войск России и зарубежья. В 2012-2013 годах – лауреат Международных конкурсов исполнительского мастерства «Вдохновение» в Санкт-Петербурге.
***
Однажды в ночь под Рождество
Стоял я у окна,
И всех созвездий волшебство
Читал, как письмена
Из тьмы мерцающих времен,
И видел бедный кров,
Где вол стерег Младенца сон,
И тени трех волхвов;
И слышал легких крыльев плеск
И хор в пещерной мгле...
Но вдруг далекий свет с небес
Сорвался вниз, к Земле,
И вздрогнул я: быть может, зов
Звезды, погасшей там, –
Тот, что три таинства даров
Привел к святым яслям?
Ну что ж! Я и во тьме готов
Свой тайный дар нести,
Подобно участи волхвов,
Не ведая пути.
Юрию Воротнину, поэту, – за подборку стихотворений «Отчий дом и на двери – подкова».
Воротнин Юрий Иванович – поэт, родился в 1956 году в поселке Пирово Тульской области. Окончил Тульский политехнический институт. Член Союза писателей России. Печатался в альманахе «Поэзия», в «Литературной газете», в газете «Московия литературная». Автор книг «Стихотворения» и «Осень в райских садах». Живет в городе Дедовск Московской области.
* * *
Мне снился сон: в глубокой старине
Есть отчий дом и на двери – подкова,
Меня там ждут – живого, неживого –
И держат свет негаснущий в окне.
И я в тот дом по тяге родовой
Себя с кругов унылых возвращаю,
И, если жив, то жизнь свою прощаю,
И оживаю, если неживой.
Михаилу Грозовскому, поэту, – за подборку стихотворений «Сплетенье любви и печали».
Грозовский Михаил Леонидович – поэт, прозаик. Родился в Москве в 1947 году. Окончил отделение физического факультета МГУ. В 1978 году поступил в Литинститут (семинар Е. Винокурова). Автор двух книг документальной прозы, шести сборников стихов, составитель двух поэтических антологий и более полусотни детских книжек, не считая неоднократно переизданной книги стихов «Мой Зоопарк». Лауреат ряда литературных премий. Живет в Москве.
* * *
Полнолуние. Август. Звучанье
божьих нот на небесной струне
и сплетенье любви и печали
в фосфорическом лунном огне.
Понимаю: заложники все мы
красоты и утраты земной.
Это старая-старая тема,
это спор человека с Луной.
А точнее, не спор, а участье
в разговоре, когда налегке
целый мир просто так в одночасье
говорит на одном языке.
Критика
Алексею Татаринову – за статью «Вперед, к русскому неомодернизму!».
Размышления автора о победах национальной прозы 2010-х годов. Опираясь на десятилетний опыт изучения прозы наших дней, автор обозначает три проблемы. Во-первых, предлагает посмотреть, что получаем, когда аттестуем надоевший постмодернизм как всепобеждающего антихриста. Во-вторых, кратко сообщает о контурах идейно-художественного мира создаваемой и читаемой сейчас литературы. В-третьих, разбирает романы Александра Проханова «Человек Звезды», Захара Прилепина «Обитель» и повесть Андрея Антипина «Дядька» как примеры неомодернизма.
Александру Смышляеву – за статью «Время полярных бродяг».
«Назови имя – Олег Куваев. И тотчас получишь ответ: «Это геолог, писатель, знаю его замечательный роман «Территория», рассказы «Берег принцессы Люськи», повесть «Дом для бродяг». Кто-то назовет больше, но даже «Территории» достаточно, чтобы понять, что Куваева читают до сих пор. Читают, помнят и любят…».
Петру Ткаченко – за статью «Какую Библию читал Михаил Шолохов».
Петр Ткаченко в очерке о «Тихом Доне» Михаила Шолохова, анализируя слова одного из героев романа, деда Гришаки, приходит к выводу: тот цитирует старообрядческую Библию. А из этого автор делает уже следующий вывод: Шолохов «не просто сравнил Раскол с новой революционной катастрофой России, но показал последнюю как неизбежное продолжение Раскола». И даже больше: «Тихий Дон» – это приговор революции, происходящему сейчас».
Александру Водолагину – за статью «Русский Христос».
Публицистика
Юрию Апухтину – за статью «Русская Весна» – что это было?».
Автор статьи, будучи очевидцем и участником событий на Украине в 2014 году, последовательно рассказывает о предпосылках случившегося, о майдане, о Донбассе, о присоединении Крыма, политических интригах и подводит итоги этих событий.
Анатолию Грешневикову – за статью «Тайна летописи разграбленного храма».
В очерке автор рассказывает об обнаружении им «Летописи, заведенной священно-церковнослужителями церкви погоста Никольского, что на Ворсме, Угличского уезда, в 1884 году», но больше про жизнь простых людей, встретившихся ему на пути.
Борису Куркину – за статьи «Подавляющее меньшинство, или Разгон», «Права человека как «Библия Джефферсона».
В очерке речь идет о формировании политических и гражданских институтов в России в ХХ веке, об открытии Учредительного собрания, истории его разгона большевиками, о судьбах членов Учредительного собрания.
«4 июля в США отмечается День независимости. В этот день в 1776 году была провозглашена Декларация независимости. В океане литературы, посвященной правам человека, она по праву занимает особое место. На нее как на некий политически «сакральный» текст ссылаются авторы, полагающие, что она стала краеугольным камнем доктрины прав человека. И это действительно так. Но важно при этом держать в уме целый ряд обстоятельств».
Премия журнала «Наш современник» имени Н. А. Некрасова за 2021 год присуждена:
– критику и литературоведу Игорю Петровичу Золотусскому;
– писателю и общественному деятелю Сергею Александровичу Шаргунову;
– поэту Дмитрию Александровичу Мизгулину.