Литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал «Наш современник» объявил о творческих итогах 2022 года
Премия имени В. В. Кожинова за многолетнее служение русской культуре присуждена Инне Ростовцевой – за статью «Марина Цветаева: час души».
Инна Ростовцева – советский и российский литературный критик. Автор книг, содержащих критические очерки и стихи: «Сокровенное в человеке» (1968), «Николай Заболоцкий. Литературный портрет» (1976), «Николай Заболоцкий: опыт художественного познания» (1984), «Между словом и поэзией» (1989), «Стихи частного человека» (1999), «Ночь: продолжение. Вторая книга стихов» (2013).
В статье прослеживается жизнь и творчество Марины Цветаевой.
Премия имени Л. М. Леонова (номинация «Молодые прозаики») присуждена Алине Осокиной за повесть «Там, где нет войны».
Алина Осокина – член Союза писателей России. Работает в Областной научной библиотеке города Ульяновска. Публиковалась в журналах «Сибирские огни», «Подъем», «Русское эхо», «Север», «Молодежная волна», «Симбирск» и других. Лауреат различных литературных конкурсов.
Повесть «Там, где нет войны» о событиях 2014 года на Донбассе. Начало войны на Донбассе глазами девочки-подростка, оставшейся вместе с матерью и бабушкой среди разрушенных домов и взрывных воронок, и журналистки, самовольно, без редакционного задания, рванувшей в зону боевых действий.
Премия имени Ю. П. Кузнецова (номинация «Молодые поэты») за подборку стихов «Синдбады Тавриды» присуждена Тихону Синицыну.
Тихон Синицын – молодой севастопольский поэт. Стихи публиковались в журналах «Нева», «Октябрь», «Москва», «Сибирские огни» и других литературно-художественных журналах. Автор трех поэтических книг.
Вечное настоящее
Нет никакого будущего, нет никакого прошлого.
И в этой банальности – нет ничего пошлого.
Есть взаимная тяга, есть сапсаны парящие.
Есть вифлеемское небо. Есть вечное настоящее.
Есть иконы Рублёва, есть красота античная.
Есть зарождение веры, словно зерно горчичное.
Есть бессмертные люди Андрея Платонова.
Есть догадки, рожденные в жизни ученого.
Есть Казимира Малевича «Красная конница»,
Есть потребность в свободе, есть колокольная звонница,
Есть ночные дороги и море штормящее...
Есть непрерывное
Вечное настоящее.
Премия имени А. Г. Кузьмина (номинация «Молодые историки и публицисты») за книжный обзор «Воля и фатум. «Пугачёвская» трилогия Александра Чиненкова» присуждена Александру Москвину.
Александр Москвин – литературный критик, эксперт в фантастической литературе.
Исследование цикла романов «Форпост в степи», «На пороге великой смуты» и «Сплетение судеб» современного оренбургского прозаика Александра Чиненкова.
Премия журнала «Наш современник» имени Н. А. Некрасова за 2022 год присуждена Ольге Фокиной – за подборку стихов «Ненадолго росстани».
Фокина Ольга Александровна – автор более двадцати стихотворных сборников. Лауреат Государственной премии РСФСР имени Горького. Член Союза писателей России. Живет в Вологде.
***
Взрослые люди всё время спешат,
С самого раннего утра и дó ночи.
Папы и мамы, замедлите шаг!
Не успевает за вами ребеночек.
Ваши шаги чересчур широки,
В вашей горсти потонула ладошечка.
Ей не убраться из вашей руки –
Бечь-семенить запыхавшейся крошечке.
Взрослые люди! Не стоит спешить!
Будете старые, будете хворые,
Будут ли «крошечки» вас не строжить,
Что не варовые вы? Что не скорые?
Ежегодные премии за лучшие произведения 2022 года присуждены:
Проза
Олегу Кулагину, прозаику, – за повесть «Главный обряд».
Дебют украинского прозаика Олега Кулагина. В повести точно реконструировано внутреннее состояние участника (с украинской стороны) страшной трагедии в одесском доме Профсоюзов.
Галие Алеевой, прозаику, – за рассказы «За кадром».
Телекорреспондент Галия Алеева в коротких рассказах делится своим опытом общения с людьми «экстремальных профессий»: хирурга ожогового центра, следователя-криминалиста, телевизионщиков.
Василию Килякову, прозаику, – за повесть «Последние».
Автор повествует о временах «перестройки». Главный герой романа уезжает в родную деревню поработать над накопившимися рукописями, разобраться в себе. Но в умирающей деревне осталось только двое стариков, наглухо отделенных от мира бездорожьем и равнодушием к их судьбе.
Илье Пряхину, прозаику, – за повесть «Если бы не Стендаль».
Молодая семья в лихие девяностые с трудом выживает: Юля сидит в декретном отпуске, а Валера работает в научно-исследовательском институте, где зарплату уже который месяц не выдают. Да еще бандиты требуют денег за разбитый Валерой «Мерседес». Но неожиданно найти выход из тупиковой ситуации помог томик Стендаля.
Поэзия
Андрею Шацкову, поэту, – за подборку стихов «Заворожённый кистью января».
Ночной пейзаж
Пейзаж в оконной раме: «Руза спит...»
Морозной вязью – на стекле названье.
И даже вьюга – Божье наказанье –
Затворницей ушла в еловый скит.
Заворожённый кистью января,
Я не оставлю пост свой полуночный.
На городок из прошлого – лубочный –
Еще не пала робкая заря.
Собака спит. Печной проем – в золе.
И Спас глядит пронзительно и строго,
Как утопает в замети дорога,
Как без движенья стилос на столе
Застыл поверх нетронутых бумаг
Предвестником поэмы о печали,
Которой, очевидно, изначале
Названье будет «Горе от ума».
На сотни верст, на сотни дней окрест
Лежит загадкой белое пространство.
И светит с неба полумесяц ханства
На птичий след – на русских вранов крест...
Я эту ночь, что минула без сна,
С бесшумною повадкой снежной рыси,
Возьму с собой в заоблачные выси,
Когда придет последняя весна!
Марине Котовой, поэту, – за подборку стихов «Как до войны».
***
Вода как ночь, в ней зыблются вершины
и облака – виденья наяву.
Спасибо, Господи, за желтый лес кувшинок,
через который я сейчас плыву.
Всё у́же черный коридор, и листьев блюдца
на шелке плотном водяном дрожат слегка,
могу я без усилий дотянуться
до стебля золотистого цветка.
Так влага обнимает плечи нежно;
стрекозки синие скользят средь трав льняных
прозрачно, эфемерно, безмятежно,
как до войны.
Ивану Александровскому, поэту, – за подборку стихов «Медный голубь с тяжелым крылом».
Факир
Из саркофага кофра
(бархат багряный зева) –
черная шея кобры,
медное тело девы.
Колья колков под лаком
или клыков колких.
Кто вам, виола, лаком?
Кроликов вам скольких?
Джентльмены и о! леди,
вот и факир во фраке –
бредит, небрит и бледен,
как вурдалак во мраке.
Вздрогнет, рукой крюкастой
черную шею схватит,
тело змеи задушит,
медное – обрюхатит.
Грим огранят гримасы,
словно из воли волны,
словно от этих пасов
до сквернословья больно.
Крови напьется кролик,
собственной, без обмана,
и напитает кровью
бархатный храм брахмана.
Павлу Широглазову, поэту, – за подборку стихов «Пасынок русской нирваны».
Колокол
Не рядышком и не около, не близко, не далеко:
Душа моя – это колокол с развязанным языком.
Не выбраться, не опомниться, не умереть сперва:
Душа моя – это звонница, в которой живут слова.
Пусть все через пень-колодину и мир как большой блиндаж:
Душа моя – это родина, которую не предашь.
Мне ветер под ноги падает, не смея пройти насквозь,
И солнце горит лампадою, подвешенное на гвоздь.
Не рядышком и не около, не близко, не далеко.
Душа моя – это колокол с развязанным языком…
Публицистика
Юрию Годину – за статью «Россия–Запад. Как сберечь русскую православную цивилизацию».
Публикация глав книги Юрия Година «Россия–Запад. Как сберечь русскую православную цивилизацию», посвященных истории России, Белоруссии, Украины и взаимоотношениям между народами.
Сергею Перевезенцеву – за статью «…И откуду Русская земля стала есть».
Автор рассматривает историческое сознание – сложный социально-психологический феномен, включающий в себя множество элементов: память о прошлом, политические, социальные, общенациональные, региональные оценки прошлых событий, традиции, символы, исторические знания и др.
Вячеславу Штырову – за статью «Без единства инфраструктуры нет единства страны».
Речь идет о необходимости развития транспортной инфраструктуры в РФ, об обеспечении связанности страны, экономической эффективности железных дорог. Поскольку связь между западными и восточными регионами обеспечивается одной-единственной ниткой Транссиба, существует угроза целостности страны и ускорению процесса дезинтеграции страны в экономическом и культурном плане.
Критика
Михаилу Гундарину – за статью «Валентин Распутин и Владимир Маканин: в тисках великой модернизации».
Воспоминания автора о его переводе в Москву и осуществлении мечты купить дом в деревне. Эта «деревня» оказалась селом Слотино. Он рассказывает об исторической биографии села и съемках фильма «Трясина»; о русских царях, артистах и сельских горожанах; о возвращении народу храма; о людях, с которыми он встречался.
Юрию Павлову – за статью «Александр Казинцев как критик и публицист: путеводитель».
Представлены некоторые факты биографии и творчества критика, публициста А. И. Казинцева, особое внимание уделено размышлениям о том, что такое критика и в чем ее назначение.
Наталье Егоровой – за статью «Сражение за вечность».
О творчестве поэта Станислава Юрьевича Куняева.