муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
 
Изменино: 2024-11-27
 
Нобелевская премия по литературе
 
Нобелевская премия - одна из наиболее престижных международных премий, присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества. Премией могут быть награждены только отдельные лица, а не учреждения (кроме премий мира) и только один раз (есть несколько исключений из этого правила). Премия мира может присуждаться как отдельным лицам, так и официальным и общественным организациям.
 
Нобелевская премия по литературе - награда за достижения в области литературы, с 1901 года ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме.
 
Учреждена в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля.
 
Процедуре награждения предшествует большая работа, которая ведется круглый год многочисленными организациями по всему миру. В октябре Лауреаты уже окончательно утверждаются и объявляются. Окончательный отбор лауреатов осуществляют Шведская Королевская академия наук, Шведская академия, Нобелевская ассамблея Каролинского института и Норвежский нобелевский комитет. Процедура награждения происходит ежегодно, 10 декабря, в столицах двух стран - Швеции и Норвегии.
 
В Стокгольме премии в области физики, химии, физиологии и медицины, литературы и экономики вручаются королем Швеции, а в области защиты мира - председателем Норвежского нобелевского комитета - в Осло, в университете, в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи. Наряду с денежной премией, размер которой меняется в зависимости от дохода, полученного от деятельности предприятий корпорации А. Нобеля, лауреатам вручается медаль с его изображением и диплом.
 
Официальный сайт НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ по литературе
 
Лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2024 году стала корейская писательница Хан Ган за «насыщенную поэтическую прозу, которая противостоит историческим травмам и раскрывает хрупкость человеческой жизни».
 
Хан Ган родилась в 1970 году в южнокорейском городе Кванджу. Как поэт дебютировала в 1993 году в журнале «Литература и общество». Уже на следующий год ее рассказ «Багровый якорь» победил в местном литературном конкурсе, и в 1995 году вышел первый сборник короткой прозы «Любовь Ёсу»
 
Хан Ган является обладательницей международного «Букера» и нескольких престижных корейских премий. Ее произведения часто обращаются к темам боли, насилия, памяти и попыток исцеления после травм. В пресс-релизе премии подчеркивается: «в каждой своей работе обнажает хрупкость человеческой жизни. Она обладает уникальным пониманием связей между телом и душой, живыми и мертвыми и в своем поэтическом и экспериментальном стиле стала новатором в современной прозе».
 
Писательница получила известность, в том числе в России, благодаря роману «Вегетарианка», который рассказывает об отказе молодой женщины от мяса в знак протеста против семьи. За этот роман в 2016 году она получила Международную Букеровскую премию, став первой южнокорейской писательницей, удостоенной столь высокой награды.
 
На русский язык переведен еще один роман писательницы – «Человеческие поступки», написанный в 2014 году. Он повествует о трагичной странице истории Южной Кореи – студенческих волнениях в Кванджу 1980 года, жестоко подавленных правительством. Оба романа на русский язык перевела Ли Сан Юн – доцент кафедры РГПУ и исследователь женской корейской прозы.
 
В прозе Хан Ган есть еще одна ключевая тема – чувство потери. Своей умершей вскоре после рождения сестре она посвятила исповедальную «Белую книгу». 65 коротких глав – это эссе-размышление о смерти, жизни, перерождении и обновлении. 
 
Перечисляя литературные достижения Хан Ган, председатель Нобелевского комитета по литературе Андерс Олссон отметил, что в ее текстах «сочувствие к уязвимым, часто женским, жизням ощутимо и усиливается ее метафорически заряженной прозой. В романе «Уроки греческого» любовь зарождается между женщиной, потерявшей дар речи, и учителем древнегреческого языка, который сам теряет зрение. Книга становится прекрасной медитацией о потере, близости и конечных условиях существования языка». 
 
Последний на сегодняшний день роман Хан Ган «Я не прощаюсь» вышел в 2021 году. Книга получила престижную французскую премию Медичи и уже переводится на русский язык. Это произведение посвящено восстанию на острове Чеджудо в 1948-1949 гг., когда жители протестовали против разделения полуострова на северную и южную части.  
 
Сейчас писательница преподает литературное мастерство в Сеульском университете искусств.
 
Издания на русском языке
 
Хан Ган Вегетарианка : роман / Хан Ган ; [перевод с корейского Ли Сан Юн]. – Москва : АСТ, 2018. – 317 с. – (Шорт-лист).
 
Хан Ган Человеческие поступки : роман / Хан Ган ; [перевод с корейского Ли Сан Юн]. – Москва : АСТ, 2018. – 224 с.
 
Литература о творчестве Хан Ган
 
Грицаенко, Д. [Рецензия] / Дарья Грицаенко // Звезда. – 2018. – № 5. – С. 268-269. – Рец. на кн.: Хан Ган. Вегетарианка : роман / Хан Ган. – Москва : АСТ, 2017. – 320 с. – URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2018/5/han-gan-vegetarianka.html (дата обращения: 23.10.2024).
 
Лауреаты Нобелевской премии по литературе
 
В 2024 году  Хан Ган за «насыщенную поэтическую прозу, которая противостоит историческим травмам и раскрывает хрупкость человеческой жизни».
 
В 2023 году – Юн Фоссе «за новаторские пьесы и прозу, которые выражают невыразимое».
 
В 2022 году – Анни Эрно за «смелость и хирургическую точность, с которыми она обнажает истоки, отчуждение и коллективные рамки личной памяти».
 
В 2021 году  Абдулразак Гурна «за бескомпромиссное и сострадательное погружение в последствия колониализма и судьбу беженцев в пропасти между культурами и континентами».
 
В 2020 году - Луиза Глюк «за меткую поэтическую интонацию и умение трансформировать индивидуальный опыт в универсальный».
 
В 2019 году - Питер Хандке «за влиятельную работу, которая с помощью лингвистической изобретательности исследовала периферию и специфику человеческого опыта».
 
В 2018 году - Ольга Токарчук «за повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни».
 
В 2017 году - Кадзуо Исигуро, «который в романах великой эмоциональной силы открыл пропасть под нашим иллюзорным чувством связи с миром».
 
В 2016 году - Боб Дилан «за создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции».
 
В 2015 году - Светлана Алексиевич «за ее многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время».
 
В 2014 году - Патрик Модиано «за искусство памяти, посредством которого он рассказал о самых непостижимых человеческих судьбах и жизненном мире оккупации».
 
В 2013 году - Элис Мунро (Манро) как «мастер современного короткого рассказа».
 
В 2012 году - Мо Янь «за галлюцинаторный реализм, с которым он смешивает сказку, историю и современность».
 
В 2011 году - Томас Транстремер «за мастерство в создании тонких образов и его умение по новому взглянуть на действительность».
 
В 2010 году - Марио Варгас Льюса «за детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека».
 
В 2009 году - Герта Мюллер за то, что «с сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных».
 
В 2008 году - Жан-Мари Гюстав Леклезио как «автор новых направлений, поэтических приключений, чувственных восторгов, исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации».
 
В 2007 году - Дорис Лессинг, «повествующая об опыте женщин, со скептицизмом, страстью и провидческой силой подвергшей рассмотрению разделенную цивилизацию».
 
В 2006 году - Орхан Памук за то, что «в поисках меланхоличной души родного города нашел новые символы для столкновения и переплетения культур».
 
В 2005 году - Гарольд Пинтер за то, что «в своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения».
 
В 2004 году - Эльфрида Елинек «за музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы».
 
В 2003 году - Джон Максвелл Кутзее за то, что «в бесчисленных вариациях показывает неожиданную сопричастность постороннего».
 
В 2002 году - Имре Кертес за то, что «в своем творчестве дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность».
 
В 2001 году - Видиадхар Найпол «за непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято».
 
В 2000 году премией награжден Гао Синцзянь «за произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире».