муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
 
Литературная премия журнала «Новый мир»
 
Ежегодная премия журнала «Новый мир» присуждается с 1995 года за лучшие журнальные публикации года.
 
Редакция журнала «Новый мир» присудила премии по итогам 2019 года:
 
Олегу Хафизову за роман «Дуэлист» и рассказы «Король шатра», «Фриба мара», «Тимур и дедушка Хафиз»
 
Олег Хафизов – прозаик, журналист, сценарист. Родился в 1959 году в Свердловске. Окончил факультет иностранных языков Тульского педагогического института им. Л. Н. Толстого. Учился в Литературном институте им. Горького. Работал художником-оформителем, специалистом по рекламе, переводчиком, телеведущим, журналистом, преподавателем. 
Писать прозу начал в 24 года под влиянием русской классической и современной европейской литературы. Автор четырех книг прозы. Произведения были опубликованы в «Дружбе народов», «Знамени», «Новом мире», «Октябре», а также в периодических изданиях США, Великобритании, Германии и Дании. Призер конкурса им. И. П. Белкина «Лучшая повесть года на русском языке» 2004 года. Живет в Туле.
 
Хафизов, О. Дуэлист : предание / Олег Хафизов // Новый мир. – 2019. – № 12. – С. 8-107. 
«Дуэлист» – исторический роман из жизни русского общества первой половины XIX века. Предание является второй книгой дилогии о Ф. И. Толстом-Американце, начатой авантюрным романом «Дикий Американец». 
 
Хафизов, О. Король шатра : рассказ / Олег Хафизов // Новый мир. – 2019. – № 5. – С. 103-107. – Режим доступа: https://www.proza.ru/2019/09/26/355 (дата обращения 10.02.2020). – Загл. с экрана.
 
Хафизов, О. Фриба мара : рассказ / Олег Хафизов // Новый мир. – 2018. – № 12. – С. 58-63. 
Во время войны отец автора жил в Забайкалье. Недалеко от их поселка находился лагерь военнопленных японцев. Однажды отец автора услышал от японского военнопленного фразу: «Работы много – фриба мара», – последние два слова в которой в переводе с японского означают: «Хлеба мало». Теперь она заставляет самого повествователя вспомнить русский быт 90-х годов.
 
Хафизов, О. Тимур и дедушка Хафиз : предание / Олег Хафизов // Новый мир. - 2018. – № 3. – С. 70-85. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_3/ Content/Publication6_6854/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Автор рассказа провел свое историческое расследование (оно также содержится в тексте), и расследование это никак не опровергает фамильное предание рода Хафизовых. «Без лишней скромности расскажу о том, как мой прапрапрадедушка спас Русь от нашествия Тимура. Эту правдивую историю поведал мне отец, когда я учился в первом классе, ему – дедушка, дедушке – прадедушка, и так далее до самого пятнадцатого века, когда она и зародилась. В то время Самаркандом правил Тимур – самый великий, мудрый и жестокий завоеватель после Чингисхана».
 
Михаилу Тяжеву за рассказы «Политика», «Запах», «Старший брат»
 
Михаил Павлович Тяжев – прозаик. Родился в 1974 году в городе Горьком. Вырос и учился в школе-интернате. В 1998 году окончил Нижегородское театральное училище, работал актером в детском театре «Вера» в Нижнем Новгороде. В 2015 году окончил Литературный институт. Снимался в кино. В 2017 году стал победителем конкурса короткого рассказа им. О. Генри. Публиковал прозу в журналах «Знамя», «Новый мир», «Октябрь». Живет в Москве.
 
 
 
 
Тяжев, М. Старший брат : рассказ / Михаил Тяжев // Новый мир. – 2019. – № 7. – С. 68-72. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_7/ Content/Publication6 _7224/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Герою рассказа предстоит самому себе ответить на вопрос: какая жизнь больше расслабляет человека – жизнь в тюрьме или жизнь на воле?
 
Тяжев, М. Запах : рассказ / Михаил Тяжев // Новый мир. – 2019. – № 3. – С. 95-98. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_3/Content/Publication6_7131/Default.aspx
(дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Про «запах», который мучает офицера милиции, и про то, как и во что сгустилась его жизнь, в которой глубоко личное неожиданно переплелось со служебным.
 
Тяжев, М. Политика : рассказы / Михаил Тяжев // Новый мир. – 2018. – № 10. – С. 89-101. – Сентиментальная история. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018 _10/Content/Publication6_7024/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Художественное исследование «политики» в нашей повседневной жизни. В рассказе представлены два варианта этой «политики» – «политика сверху», явленная в споре работников рыбного завода о том, что патриотичнее, и «политика снизу»: «дипломатическая», приведение в порядок служебных отношений после спора.
 
Андрею Гришаеву за поэтическую подборку «Белый ветер»
 
Гришаев, А. Белый ветер / Андрей Гришаев // Новый мир. – 2019. – № 2. – С. 3-8. – А у Семеновых в фотоальбоме. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_ 2019_2/Content/Publication6_7107/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
 
Гришаев Андрей Робертович родился в 1978 году в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургский электротехнический институт по специальности инженер. Учился также в Литературном институте им. Горького. Публиковался в антологиях премии «Дебют» – «Братская колыбель» (2004) и «Знаки отличия» (2005), – журналах «Новая Юность», «Новый мир», «Знамя», «Новый берег», «Воздух». Автор двух поэтических книг: «Шмель» (2006) и «Канонерский остров» (2014). Лауреат премии «Парабола», учрежденной Благотворительным фондом имени Андрея Вознесенского (2013). Живет в Москве.
 
 
 
***
Сохрани это в облаке, что ли.
Эту тень, полутень и проблеск,
Междометия и меж деревьев
Локоток, прядь волос и оклик.
Встать левее чуть, чуть правее –
Так ли, что ли?
Дрогнешь в облаке, воспоминая,
Там, где всё, да не всё на месте.
Лес в лесу, мышь в мыши, так можно?
Заводить ли о недовесе
Разговор, когда меч и ножны
Друг для друга. Так ли? Не знаю.
 
Ирине Ермаковой за поэтическую подборку «Все говорят»
 
Ермакова, И. Все говорят / Ирина Ермакова // Новый мир. – 2019. – № 4. – С. 3-7. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_4/Content/Publication6_7149/ Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
 
Ермакова Ирина Александровна родилась под Керчью. Окончила Московский институт инженеров транспорта. Автор нескольких поэтических книг. Постоянный автор журнала «Новый мир». Живет в Москве.
 
 
 
 
 
 
 
***
день прогорел почти остыло что так рябило горячо
и только дневное светило еще цепляется еще
за шпиль за крышу но правее скользит сквозь мокрый блеск ракит
от напряженья багровея на голом воздухе висит
о солнечная неизбежность исчезновенья за чертой
пока небрежность и поспешность не закатали с головой
возможно все мой свет пока горит холодная река
и каждый отблеск жжет как жалость и медлит шар с огнем внутри
секунда красная осталась: стой солнце стой! гори гори
 
Владимиру Березину за цикл эссе о русских классиках
 
Владимир Березин (1966) – прозаик, фантаст, литературовед, журналист, эссеист. Окончил физический факультет МГУ (1989) и Литературный институт имени А. М. Горького (1997).  В 1995 году дебютировал как писатель с рассказами «Кормление старого кота». В 1998 – 2003 годах работал журналистом и обозревателем в газете «ExLibris НГ», автор множества публикаций, в особенности посвященных проблемам массовой литературы. Автор нескольких книг прозы и биографических исследований. Публикует прозу, критику и эссеистику в журналах «Знамя», «Октябрь», «Новый мир». Лауреат премий журнала «Новый мир» (1995, 2020), фонда «Знамя» за роман «Свидетель» (1998) и др. Живет в Москве.
 
Березин, В. Смерть спаниеля : («Муму» Тургенева) / Владимир Березин // Новый мир. – 2019. – № 5. – С. 123-128. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_ 2019_5/Content/Publication6_7180/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
 
Березин, В. Труды и дни Андрея Соколова : («Судьба человека» Михаила Шолохова) / Владимир Березин // Новый мир. – 2019. – № 6. – С. 111-115. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_6/Content/Publication6_7205/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Автор пишет поверх уже написанной Шолоховым «Судьбы человека» свой вариант этого рассказа.
 
Березин, В. В тени зонтика : («Человек в футляре» Антона Чехова) / Владимир Березин // Новый мир. – 2019. – № 7. – С. 114-118. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_7/Content/Publication6_7230/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Неожиданное прочтение хрестоматийного рассказа «Человек в футляре», неотрывного для всех нас от хрестоматийного же его толкования.
 
Березин, В. Александр и Иосиф : («В прекрасном и яростном мире» Андрея Платонова) / Владимир Березин // Новый мир. – 2019. – № 8. – С. 121-126. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_8/Content/Publication6_7253/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Начало: «Писатель Платонов очень любил советскую власть, она ж его, однако, не любила. Человек, любивший коммунизм, написал про эту любовь несколько книг, из которых вдумчивый читатель мог легко вывести, что коммунизм – вещь неласковая, к любви плохо приспособленная и часто похожа на бездушную металлическую машину, которая давит своих и чужих. А в машинах писатель Платонов понимал…»
 
Березин, В. Жизнь в колодках : («Кавказский пленник» Льва Толстого) / Владимир Березин // Новый мир. – 2019. – № 9. – С. 123-128. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_9/Content/Publication6_7275/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
О «кавказском пленнике» как сквозном мотиве русской классической литературы ХIХ века.
 
Березин, В. Онтология климата : («Метель» Александра Пушкина) / Владимир Березин // Новый мир. – 2019. – № 10. – С. 85-90. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_10/Content/Publication6_7297/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Про «Метель» Пушкина как «модель русской географии, подтверждающую, что Россия – пространство неожиданностей. В «Повестях Белкина» все вообще сдвинуто, и то, что кажется реалистичной деталью, таковой не является. Всё не то, чем оно кажется. Будто неясные значения и символы крутятся во тьме вперемешку со снегом».
 
Березин, В. Банда титулярных советников / Владимир Березин // Новый мир. – 2019. – № 11. – С. 117-124. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6 _2019_11/Content/Publication6_7328/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
О традициях восприятия образа Акакия Акакиевича в русской классической и в советской литературе и о культе «маленького человека», такого, каким показала его история России ХХ века.
 
Березин, В. Три эссе / Владимир Березин // Новый мир. – 2019. – № 12. – С. 132-148. – Гобой любви, или Прощание с барокко; Тролль; Слезинка взрослого. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_12/Content/Publication6_7346/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Березинское прочтение трех рассказов из русской классики: «Подпоручик Киже» Юрия Тынянова, «Срезал» Василия Шукшина, «Свечечка» Юрия Казакова.
 
Владимиру Губайловскому – за модерирование конкурсов эссе к юбилеям Александра Солженицына, Владимира Набокова, Андрея Платонова, Георгия Иванова
 
Владимир Губайловский (1960) – писатель, поэт и критик, эссеист. Научный редактор проекта Laba.Media, редактор журнала «Новый мир». Окончил механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Работал программистом. Автор многих научно-популярных статей, посвященных математике, программированию и neuroscience. Начинал литературное творчество как поэт, публикуется с 1985 года, в том числе в центральных журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Арион». Роман «Учитель цинизма» вошел в шорт-лист премии «Большая книга» (2012). 
 
 
***
Конкурс эссе к 100-летию Александра Солженицына / составитель В. Губайловский. – (Юбилей) // Новый мир. – 2018. – № 12. – С. 177-202. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_12/Content/Publication6_7076/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Конкурс эссе к 120-летию Владимира Набокова / составитель В. Губайловский. // Новый мир. – 2019. – № 4. – С. 134-161. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_4/Content/Publication6_7159/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Конкурс эссе к 120-летию Андрея Платонова / составитель В. Губайловский // Новый мир. – 2019. – № 8. – С. 177-191. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_8/Content/Publication6_7257/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
Конкурс эссе к 125-летию Георгия Иванова /составитель Владимир Губайловский // Новый мир. – 2019. – № 12. – С. 181-195. – Музыка на краю ночи / П. Густов ; Роман с мертвым поэтом / О. Елагина ; О белочке и оробелочке / П. Корнилов ; Блеск вискозы / М. Игнатьева ; Время Иванова / С. Баталов. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_12/Content/Publication6_7350/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
 
Галине Лапиной – за статью «Земля обетованная»: американка о коммуналке»
 
Галина Лапина — филолог, переводчик с английского, литературовед, кандидат филологических наук. Родилась в Ленинграде. Окончила ЛГУ. Автор статей об американцах в России и СССР. Статьи публиковались в журналах «Иностранная литература», «Звезда», «Отечественные записки» и др. В журнале «Новый мир» печатается впервые.
Автор статей по истории американской литературы. В ее переводе вышла книга Б. Бойда «Владимир Набоков: русские годы», а также целый ряд эссе и филологических исследований. Живет в Санкт-Петербурге и Мэдисоне (США).
 
Лапина, Г. «Земля обетованная»: американка о коммуналке / Галина Лапина. – (Далекое Близкое) // Новый мир. – 2019. – № 9. – С. 134-156. – Режим доступа: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_9/Content/Publication6_7277/Default.aspx (дата обращения 14.02.2020). – Загл. с экрана.
 
Статья о поездке американской журналистки и драматурга Софи Тредуэлл (1885 – 1970) в Москву в 1931 году и пьесе «Земля обетованная», которая рассказывает о жизни в московской коммуналке. В ней с неожиданной для иностранки фактической точностью и «исторической проницательностью» были воспроизведены быт и атмосфера начинающихся в СССР тридцатых годов. Образ «социалистической Москвы», созданный Тредуэлл, настолько расходился с образом, за который держалась тогда левая интеллигенция западных стран, что пьеса эта так и не была поставлена.
 
 
 
 

Журнал «Новый мир» выписывают отделы «Абонемент» ЦГБ, «Читальный зал» ЦГБ,  библиотека № 3.

16+