муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
 
Изменено: 2022-04-19
 
Литературная премия журнала «Новый мир»
 
Ежегодная премия журнала «Новый мир» присуждается с 1995 года за лучшие журнальные публикации года.
 
Редакция журнала «Новый мир» присудила премии по итогам 2021 года:
 
Михаилу Гаёхо – за микророман «Кумбу, Мури и другие»
 
Михаил Петрович Гаёхо – современный российский писатель. Родился в 1947 году в Астрахани. По образованию – математик, специалист по телекоммуникациям, математическому моделированию, моделям искусственного интеллекта. С 1980 года начал писать короткие рассказы. Публиковался в различных журналах и литературных сборниках. Автор романов «Мост через канал Грибоедова» (2012) и «Кубик 6» (2017). Живет в Санкт-Петербурге.
 
 
Гаёхо, М. Кумбу, Мури и другие : микророман / Михаил Гаёхо // Новый мир. – 2021. – № 2. – С. 88-113. – URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2021_2/Content/Publication6_7673/Default.aspx (дата обращения 16.02.2022).
 
В микроромане «Кумбу, Мури и другие» Михаил Гаёхо поставил интеллектуальный эксперимент, продлив систему коронавирусных ограничений в России в неопределенно долгое будущее. Автор показывает, каково будет людям в социуме, разбитом на четыре «карантинных класса», у каждого из которых – собственные запреты, права, правила. Он детально продумал культуру этого общества, его психологию, быт, систему верований и суеверий и даже отчасти язык, а главное – то, как виртуозно и охотно человек вживается в заданную извне несвободу, обживает ее, делает удобной для себя. 
 
Алексею Дьячкову – за поэтическую подборку «Последний кодак»
 
Алексей Владимирович Дьячков родился в 1971 году в Новгороде, с трех лет живет в Туле. Окончил строительный факультет Тульского государственного университета. Работает инженером-строителем. Стихи публиковались в журналах «Урал», «Новый мир», «Арион», «Волга», «Интерпоэзия», «Новая Юность», «Сибирские огни» и др. Автор нескольких поэтических книг, в том числе: «Райцентр» (2010), «Государыня рыбка» (2013) и «Хлебная площадь» (2021). 
 
 
Дьячков, А. Последний кодак / Алексей Дьячков // Новый мир. – 2021. – № 8. – С. 77-81. – URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2021_8/Content/Publication6_7806/Default.aspx (дата обращения 16.02.2022).
 
***
На атомы и астр сухой остаток
Распалась в синей роще военчасть.
И осень, засветившись на растратах,
Мечтает под амнистию попасть.
Всё призрачней и роща, и селенье,
И хор, и щитовидка тамады.
И ветку, и листву теряет зренье,
И дачу щитовую у воды.
Но слепоте не уступает берег,
Трава волной ползет на бережок.
Всё медленнее время, словно Рерберг
На дубль последний кодак бережет. 
 
Андрею Левкину – за статьи «Тема сепулек раскрыта не будет», «Герман Гессе, триггер постмодерна. И нью-эйджа тоже» и рецензии
 
Андрей Викторович Левкин – латвийский и российский прозаик, редактор, журналист. Родился в 1954 году в Риге. Окончил механико-математический факультет МГУ в 1972 году. С 1977 года работал в Институте электроники и вычислительной техники Академии наук Латвии. В 1988–1994 годах – главный редактор журнала «Родник» (Рига). В 90-х годах работал в латвийской прессе и на телевидении. Автор книг «Старинная арифметика» (1986), «Двойники» (2001), «Голем, русская версия» (2002), «Черный воздух» (2004), «Мозгва» (2005) и других. Возглавлял крупные интернет-проекты СМИ.ру и Полит.ру. Вместе с Кириллом Кобриным является создателем литературно-художественного проекта «Post(non)fiction». Живет в Риге.
 
Левкин, А. Тема сепулек раскрыта не будет / Андрей Левкин // Новый мир. – 2021. – № 8. – С. 160-170. – URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2021_8/Content/Publication6_7817/Default.aspx (дата обращения 17.02.2022).
 
Левкин, А. Герман Гессе, триггер постмодерна. И нью-эйджа тоже / Андрей Левкин // Новый мир. – 2021. – № 12. – С. 132-143. – URL:
 
Левкин, А. Субъект в контексте / Андрей Левкин // Новый мир. – 2021. – № 4. – С. 204-207. – Рец. на кн.: Призраки моей жизни. Тексты о депрессии, хонтологии и утраченном будущем / Марк Фишер ; перевод с англ. М. Ермаковой. Москва : Новое литературное обозрение, 2021. 256 с. – URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2021_4/Content/Publication6_7733/Default.aspx (дата обращения 17.02.2022).
 
Левкин, А. Расщепление инерции / Андрей Левкин // Новый мир. – 2021. – № 9. – С. 219-222. – Рец. на кн.: 800 лет Нижнего Новгорода: пересборка. Истории города и его людей / составители и редакторы Кирилл Кобрин и Александр Курицын. Екатеринбург : TATLIN, 2021. 236 с. – URL:
 
Левкин, А. 119 мест приманивания смыслов / Андрей Левкин // Новый мир. – 2021. – № 12. – С. 204-207. – Рец. на кн.: Не рыба / Данила Давыдов ; перевод с англ. М. Ермаковой. Москва : Всегоничего, 2021. 137 с. – URL:
 
В эссе «Тема сепулек раскрыта не будет» автор задается вопросом, почему тексты Станислава Лема, собранные в несколько десятков томов, написанные в разных жанрах, образуют один цельный текст. 
 
Андрей Левкин в статье «Герман Гессе, триггер постмодерна. И нью-эйджа тоже» рассуждает о влиянии творчества Гессе на мировую культуру и рассказывает о том, каким ХХ век предстает в творчестве писателя.
 
Андрей Левкин. Субъект в контексте
Рецензия на книгу Марка Фишера «Призраки моей жизни. Тексты о депрессии, хонтологии и утраченном будущем». 
 
Андрей Левкин. Расщепление инерции
Рецензия на книгу «800 лет Нижнего Новгорода: пересборка. Истории города и его людей» (составители и редакторы Кирилл Кобрин и Александр Курицын). 
 
Андрей Левкин. 119 мест приманивания смыслов
Рецензия на книгу Данилы Давыдова «Не рыба». 
 
Асе Михеевой – за активную рецензионную работу последних лет
 
Ася Михеева – творческий псевдоним Анны Владимировны Михеевой. Родилась в Новосибирске. Училась в трех разнонаправленных вузах. Кандидат философских наук, преподавательница, автор фантастических историй. Произведения писательницы можно найти в журналах: «Мир фантастики», «Конец эпохи», сборниках «Цветной день», «Земля живых» и антологии «Вербариум». Сборник «Тара. Повесть и рассказы» (2016) получил номинации на премии «Мраморный фавн» и «Портал». У писательницы также есть академические публикации и руководства, например «Автор, жги! Азы конфликтологии для сторителлеров» (2019). Сейчас преподает в Новосибирском политехническом институте. 
 
Михеева, А. Речь их как кисти слепых повитух / Ася Михеева // Новый мир. – 2020. – № 5. – С. 198-200. – Рец. на кн.: Сестромам. О тех, кто будет маяться / Е. Некрасова. Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019. 384 с. – URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2020_5/Content/Publication6_7470/Default.aspx (дата обращения 20.02.2022).
 
Михеева, А. В мученьях родишь ты, Исаак, отца своего Авраама / Ася Михеева // Новый мир. – 2020. – № 7. – С. 209-212. – Рец. на кн.: Чертеж Ньютона / А. Иличевский. Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019. 352 с. – URL:
 
Михеева, А. Воды Борисфена / Ася Михеева // Новый мир. – 2020. – № 9. – С. 202-204. – Рец. на кн.: Ночь / В. Мартинович. Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019. 480 с. – URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2020_9/Content/Publication6_7560/Default.aspx (дата обращения 20.02.2022).
 
Михеева, А. Выйти в историю / Ася Михеева // Новый мир. – 2021. – № 1. – С. 199-202. – Рец. на кн.: Последнее время / Ш. Идиатуллин. Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2020. 480 с. – URL:
 
Михеева, А. Вести со второго фронта / Ася Михеева // Новый мир. – 2021. – № 3. – С. 206-209. – Рец. на кн.: Кластер / Д. Захаров. Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2020. 352 с. – URL:
 
Михеева, А. Птицы из пепла, шары из хрусталя / Ася Михеева // Новый мир. – 2021. – № 11. – С. 201-203. – Рец. на кн.: Холодная вода Венисаны / Л. Горалик. Москва : Livibook, 2021. 168 с. ; Двойные мосты Венисаны / Л. Горалик. Москва : Livibook, 2021. 288 с. ; Тайные ходы Венисаны / Л. Горалик. Москва : Livibook, 2021. 224 с. – URL:
 
***
Ася Михеева. Речь их как кисти слепых повитух.
Рецензия на книгу Евгении Некрасовой «Сестромам. О тех, кто будет маяться». 
 
Ася Михеева. В мученьях родишь ты, Исаак, отца своего Авраама.
Рецензия на книгу Александра Иличевского «Чертеж Ньютона».
 
Ася Михеева. Воды Борисфена.
Рецензия на книгу Виктора Мартиновича «Ночь».
 
Ася Михеева. Выйти в историю.
Рецензия на книгу Шамиля Идиатуллина «Последнее время».
 
Ася Михеева. Вести со второго фронта.
Рецензия на книгу Дмитрия Захарова «Кластер». 
 
Ася Михеева. Птицы из пепла, шары из хрусталя.
Рецензия на книги Линор Горалик «Холодная вода Венисаны», «Двойные мосты Венисаны», «Тайные ходы Венисаны».
 
Саше Николаенко – за рассказы «Моров» и «Элохим»
 
Александра Вадимовна Николаенко родилась в Москве. Окончила факультет монументальной живописи Московского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова. Писатель, художник. Автор романов «Убить Бобрыкина. История одного убийства» (2016), «Нога судьбы, пешки и собачонка Марсельеза» (2016), «Небесный почтальон Федя Булкин» (2018), сборника рассказов «Светофор, шушера и другие граждане» (2017). Лауреат премии «Русский Букер» (2017). С 2002 года член Московского союза художников. Иллюстратор произведений Павла Санаева, Ирины Витковской и других писателей; также иллюстрирует свои собственные произведения. Живет в Москве.
 
Николаенко, С. Моров : рассказ / Саша Николаенко // Новый мир. – 2021. – № 3. – С. 93-102. – URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2021_3/Content/Publication6_7698/Default.aspx (дата обращения 21.02.2022).
 
Николаенко, С. Элохим : рассказ / Саша Николаенко // Новый мир. – 2021. – № 11. – С. 93-102. – URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2021_11/Content/Publication6_7876/Default.aspx (дата обращения 21.02.2022).
 
Рассказ «Моров» представляет собой фрагмент еще неопубликованного романа Александры Николаенко «Муравьиный Бог». Простая история обычного мальчишки, даже эпизод, который приведет на память и «муравейник живет, кто-то лапку сломал – не в счет» Цоя и «Под куполом» Кинга. Но если на одно только мгновенье представить себя на месте тех муравьев, всё радикально изменится, не так ли?
 
«Элохим» – это космический и подлинно поэтический рассказ о преломлении человеческого бытия через призму Божественного, через осознание себя как крупицы вечности, неотъемлемой частицы бесконечной Вселенной и самого Бога, созидающего и разрушающего, наполняющего темноту надеждой на проблеск света, а смерть – надеждой на  продолжение жизни.
 
Лизе Смирной – за поэтические подборки «За то ли мы воевали» и «Никакой навигации»
 
Елизавета Александровна Смирнова родилась в Калуге. Училась на филологическом факультете Калужского университета, на сценарно-киноведческом факультете ВГИКа и в Литературном институте им. А. М. Горького. Публиковалась на интернет-портале «Новая карта русской литературы» и «Полутона». Активистка Российского социалистического движения. С 2013 года живет в Москве.
 
 
 
 
Смирнова, Л. За то ли мы воевали / Лиза Смирнова // Новый мир. – 2020. – № 3. – С. 119-121. – URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2020_3/Content/Publication6_7415/Default.aspx (дата обращения 21.02.2022).
 
Смирнова, Л. Никакой навигации / Лиза Смирнова // Новый мир. – 2021. – № 8. – С. 143-145. – URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2021_8/Content/Publication6_7814/Default.aspx (дата обращения 21.02.2022).
 
***
Как на войне –
шифруют послания девушки
в неприметных одеждах
у колонки с водой такие же дети
такой же клевер и подорожник
и какие-то желтые выбившиеся с огородов
кто возвращается тот всегда узнаёт
как всё остается прежним
пахнет бензином и семечками во дворах
на козихинской и колхозной
позже лежа на крыше
вглядываясь в мерцание спутников
девушки думают – как на войне
и – за то ли мы воевали
 
***
Замирает вода у земли
на бесцветном песке ни следа
мертвых звезд между спутников
перекличка
с ярко красной звездой
для погибших в немыслимых странах
слабый сигнал посылают
в заснеженные поля
анемичные дачники
и ответ на их запрос не приходит
но если искал ты убежище
то лучше уже не будет
 
 

Журнал «Новый мир» выписывают отделы «Абонемент» ЦГБ и «Читальный зал» ЦГБ.

16+