муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2022-01-11
 
 
Мы продолжаем рассказывать вам о самых ярких авторах сегодняшнего дня в обзоре «Голоса современности». Следующим хотелось бы представить вашему вниманию российского писателя Алексея Иванова
 
Писательская известность пришла к Алексею Иванову не сразу – его романы долгие годы пролежали в столе, пока их смог оценить читатель. Творческому человеку необходимы и вера в себя, и терпение, но писатель подходит к этому вопросу более обширно. Для него писательство – это «органичная форма существования личности».
 
Иванов работает в самых разных литературных жанрах. Именно поэтому его часто называют писателем-хамелеоном. Например, произведение «Корабли и Галактика» – это фантастика, «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», «Ненастье» – это современная городская проза, «Золото бунта», «Сердце пармы», «Тобол», «Летоисчисление от Иоанна» – модернистские исторические романы, а «Псоглавцы» и «Комьюнити» – это так называемые интеллектуальные триллеры.
 
Алексей Викторович интересен не только тем, что меняет жанры, – он в каждом жанре старается менять лексику. А вот главные герои у него одинаковые (за исключением романа «Золотой бунт»): это неприкаянные мужчины лет тридцати, созерцатели и не бойцы за свои права по определению, которые пасуют перед нахрапистостью, особенно женской. Больше всего на свете они ценят товарищество. 
 
Алексей Иванов серьезно относится к институту литературных премий, но, тем не менее, десять лет принципиально отказывался от участия в премиальном процессе. Такая позиция связана с тем, что в 2004 – 2006 годах заслужившие широкое признание читателей и литературоведов бестселлеры «Географ глобус пропил», «Сердце пармы», «Золото бунта» регулярно номинировались, но не получили ни одной из главных российских премий. А роман «Сердце пармы» в нарушение регламента был вычеркнут из «Русского Букера» с формулировкой «за отсутствие признаков романа». После этого Иванов решил, что дальнейшее участие в премиальных гонках для него не имеет смысла.
 
Однако издательство убедило Алексея Викторовича вернуться в процесс, и в 2016 году Иванов дал согласие номинировать роман «Ненастье» на «Большую книгу» и «Книгу года»
 
Сегодня более подробно мы остановимся на романе «Ненастье». В нем затронута очень серьезная тема, которая, безусловно, понравится многим, а у кого-то, возможно, вызовет негодование.
 
Главный герой «Ненастья» – шофер Герман Неволин по прозвищу Немец, бывший афганец.
 
«Семнадцать лет назад Герман Неволин приехал в совсем другой город – просторный, приземистый, неспешный, заросший тихо дичающей зеленью… Это они, «коминтерновцы» Сереги Лихолетова, торопились жить, а город раскачивался медленно, как громоздкий корабль, – но по его трюму быстро носились крысы. И вот теперь жизнь набрала ход – а он, Немец, почему-то остался позабытым на пирсе. Интересно знать, что тут будет дальше, но, увы, не получится: при любом раскладе Герман в Батуев уже не вернется».
 
Герман – заложник своего советского прошлого, характера и воспитания. «Это называется «синдром отсроченного счастья». Человек изводит себя заботами, обещая себе, что все доделает – и отдохнет. А так не бывает. Такое время не наступает никогда» – цитата из книги. 
 
В романе пересекаются настоящее время и воспоминания главного героя. В 2008 году работавший водителем инкассаторской машины Герман Неволин обманом захватывает выручку торгового центра примерно в 100 миллионов рублей и скрывается с места преступления. Для чего он это сделал?.. Что было в это время в его голове?
 
«Всё, что могло сбыться, у него уже сбылось, а чему не бывать – тому и не бывать, аминь; но непрошеное равновесие судьбы оказалось невыносимо, и Герман нарушил его, сдвинув на карабине флажок предохранителя».
 
Задолго до этих событий, в 1991 году, Герман получил телеграмму от Сергея Лихолетова, с которым они вместе служили в Афгане. Герман и там работал водителем, а прапорщик Сергей был его командиром. Лихолетов звал Германа в город Батуев, где он организовал фонд «Коминтерн». Это фонд, где бывшие афганцы всячески поддерживали друг друга.
 
Люди, прошедшие Афганистан, объединившись в братство, были уверены, что «афганская идея» всегда будет работать, хоть при какой власти, но натолкнулись они на жесткий отпор государства.
 
«Афган не сделал нас лучше. Но он не в военнике, а внутри. Ты можешь себе говорить: «Этот парень был в Афгане, значит, я буду ему верить». Не потому, что «афганец» – значит, хороший, а потому что тебе самому надо кому-то верить. Бога-то нет. Коммунизм мы решили не строить. А причина, чтобы верить другим, всё равно нужна. Всегда должны быть свои, и нужен способ превратить чужих в своих. Вот Афган стал таким способом. Неправильно жить наособицу»
 
Сергей Лихолетов был «герой». Герой, по мнению Германа, это не тот, кто самый смелый, а тот, кто не боится брать на себя ответственность за других людей. Лихолетов вел себя не самым лучшим образом. Он пил, ругался с людьми, творил, что хотел, но у него была идея. Она заключалась в том, что афганцы должны помогать друг другу, что вместе они – сила. Когда он вернулся на гражданку, его возмутило, что повидавшие войну не могут жить достойно, по-человечески. Им необходимо завоевывать свое место под солнцем.
 
Наблюдая за развитием судеб многочисленных героев книги, невольно ловишь себя на мысли, что почти у всех этих людей идет какая-то бесконечная битва, то за элементарные условия быта, то за свои высокие идеалы.
 
Основная тема романа, на наш взгляд, – это поиск положительного героя, того самого, кто может вывести всех из общего «ненастья». 
 
«Где-то есть выход из ненастья». Недаром деревня в романе была названа Ненастьем, именно там были спрятаны украденные миллионы. 
 
«Каждый из нас рискует ненароком попасть в ненастье и уже не вырваться оттуда никогда, потому что Ненастье – это убежище и ловушка, спасение и погибель, великое утешение и вечная боль жизни».
 
Произведения Иванова пользуются успехом у кинематографистов. Профессионалов привлекает закрученная драматургия и образность его текстов. Роман «Ненастье» получил сразу шесть предложений на экранизацию от ведущих российских кинокомпаний.
 
Книга однозначно понравится любителям драматических историй и сложных жизненных судеб.
 
Обзор подготовлен отделом «Абонемент» ЦГБ