муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
16+
 
Издания, с которыми вы сейчас познакомитесь, дают знания в области истории искусств и формируют художественный вкус. Поэтому они будут полезны самодеятельным художникам, молодежи, студентам, преподавателям творческих дисциплин – одним словом, всем, кто интересуется жизнью и творчеством великих мастеров. Надо отметить, что все издания, а это альманахи, каталоги, альбомы, вышли в свет в связи с открытием масштабных тематических выставок в корпусе Бенуа, который входит в комплекс Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Предлагаем вашему вниманию некоторые из них.
 
Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие как русской национальной, так и мировой культуры. События 1812 года получили достойное отражение в изобразительном искусстве.
 
1812 годъ в произведениях искусства : из собрания Русского музея / ред. И. Афанасьева. – Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2012. – 132 с. : цв. ил. – (Альманах ; вып. 346).
 
Война 1812 года особенно ярко отразилась в произведениях живописи и графики, архитектуры и скульптуры. Тысячи русских и зарубежных художников, как профессионалов, так и любителей, приняли участие в создании произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года, наиболее крупным ее сражениям и ярким личностям, проявившим себя в этих битвах. Репродукции наиболее известных художников представлены в данном альбоме: знаменитый портрет Е. В. Давыдова работы О. А. Кипренского и миниатюры, запечатлевшие генералов и офицеров – участников войны, в том числе Кутузова, Барклая де Толли и других. Издание альбома приурочено к открытию одноименной выставки в Русском музее к 200-летию Отечественной войны 1812 года.
 
Скульптура из бумаги – оригинальное направление в художественном искусстве. Но настоящие скульптуры из бумаги появились только во второй половине XX века. В наши дни этим видом творчества занимается уже довольно много мастеров, а бумажные скульптуры стали полноправной частью современного искусства.
 
Бумажная скульптура / ред. О. Клокова. – Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2013. – 126 с. – (Альманах ; вып. 410).
 
Книга Русского музея раскрывает удивительный мир бумажной скульптуры. Это словосочетание несет в себе явное противоречие. Однако такое художественное явление существует уже не одно десятилетие. В отличие от традиционных для скульптуры материалов – металла или камня – бумага более податлива в работе, что позволяет художнику передать сиюминутные впечатления, представить неуловимые образы или идеи. Одни предпочитают работать с чистым листом ватмана, другие – с газетой, гофрокартоном, используя прием коллажа, технику папье-маше и различные цветовые решения. Особый интерес представляют объекты, выполненные в технике «авторской бумаги», или бумажного литья, – то есть бумаги, приготовленной самим художником и имеющей разнообразные эффекты фактуры. Издание, помимо каталога произведений, включает статьи «Страсти по бумаге» Елены Василевской и «Бумажная скульптура, или Мир бумаги» Любви Славовой. Отдельно вынесены краткие биографии художников, произведения которых попали в книгу.
 
«Черный квадрат» Казимира Малевича до сих пор сохраняет за собой статус самого радикального арт-объекта. По-прежнему будоражит умы и сердца, по-прежнему загадочен и непонятен. Все новые и новые поколения с надеждой или негодованием вглядываются в его «черную прямую пропасть»...
 
Приключения Черного квадрата / ред. Т. Харыкина. – Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2007. – 156 с. : ил. + 1 эл. опт. диск. – (Альманах ; вып. 175).
 
Издание впервые представляет историю восприятия и истолкования российскими художниками знаменитой картины Казимира Малевича  «Черный квадрат». Альманах включает две статьи, альбом иллюстраций с каталожными данными, краткие биографии художников. Одна из статей посвящена проблематике «Черного квадрата» К. Малевича, произведениям его учеников и последователей, другая повествует о «приключениях» «Черного квадрата» в творчестве современных художников. В альбоме воспроизведены произведения самого художника и мастеров русского авангарда, а также работы авторов второй половины XX – начала XXI века. Выставка, проходившая в Русском музее, дала возможность проследить всевозможные трансформации этого образа.
 
В 2010 году Русский музей впервые представил вниманию зрителей выставку «Небо в искусстве», посвященную мотиву неба в творчестве разных художников. Образ неба – удивительного чуда природы – в каждую эпоху раскрывался по-своему, оставляя след мировоззренческого и стилистического состояния искусства. На экспозиции были представлены произведения живописи и графики отечественных и зарубежных художников XIX - XXI столетий, иконы, скульптуры, инсталляции и фотографии из коллекции ГРМ и частных собраний. По окончании выставки был издан этот альбом.
 
Небо в искусстве / ред. Н. Мельник. – Санкт-Петербург : Государственный Русский музей : Palace Editions, 2010. – 168 с. – (Альманах ; вып. 282).
 
В издание входят 200 произведений художников разных стран, эпох, стилистических направлений. Это и классические, известные многим картины, где небо являлось обязательной частью пейзажа или портрета, и произведения, созданные в наши дни. Например, достоверности простого неба искал в своих живописных открытиях Архип Куинджи. Для любования его небесами не нужны экстремальные условия, особое настроение, дальние путешествия: нужно просто взглянуть ввысь, сбросив с глаз пелену привычного. Картины Куинджи – это радость узнавания настоящего неба в волшебном сопоставлении красок («Лунная ночь на Днепре», 1880, «Закат в степи на берегу моря», 1900-10). Альбом включает уникальные космические снимки, предоставленные Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства при содействии Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН, а также содержит краткие биографии художников.

 


 

Государственный Русский музей с первых дней существования имел гораздо более широкую программу, чем собирание и показ произведений только русского искусства. Петербург, где в 1898 году был основан Русский музей, всегда являлся городом интернациональной культуры.

Музей Людвига в Русском музее / ред. А. Лакс ; пер. Т. Калугина. – Санкт-Петербург : Palace Editions Europe : Государственный Русский музей, 2009. – 360 с. – (Альманах ; вып. 225).
 
Когда Русскому музею передали Мраморный дворец, одно из лучших архитектурных сооружений второй половины XVIII века (архитектор Антонио Ринальди), было решено использовать это здание для реализации темы «Иностранные художники XVIII-XIX столетий, работавшие в России». Идея продолжить показ взаимоотношений русского и западного искусства на материале XX столетия заинтересовала и увлекла господина Людвига. Энергичная работа по отбору экспонатов из коллекции Петера и Ирэны Людвиг началась немедленно и уже в марте 1995 года завершилась открытием экспозиции «Музей Людвига в Русском музее». Еще при жизни господин Людвиг мечтал об издании полного каталога всей коллекции, подаренной Русскому музею. Каталог коллекции был издан в виде стильно оформленного, богато иллюстрированного подарочного альбома в суперобложке. В издание вошли также две статьи, знакомящие читателя с историей коллекционерской деятельности Людвигов. Иллюстрации сопровождаются аннотациями ведущих российских и европейских искусствоведов.
 
Приглашаем всех любителей искусства познакомиться с представленными изданиями Русского музея, находящимися в отделе искусств Центральной городской библиотеки. Ждем вас по адресу: 18 микрорайон, дом 1, тел.: 65-25-42.
 
Обзор подготовила
ведущий библиотекарь-библиограф
отдела искусств Тамара Богданова