муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2024-08-22
 
 
2024 год объявлен Годом семьи, и это хороший повод поговорить о таком любимом многими читателями жанре, как семейная сага. 
 
Семья присутствует в литературе издавна. И не только как союз двух любящих людей, но и как настоящий клубок запутанных психологических проблем.
 
Литературно одаренные люди с давних, еще фольклорных времен пытались изобразить идеальную семью – и всегда это оказывалось непростой задачей! 
 
Вспомните любимого с детства классика, юбиляра этого года, Александра Сергеевича Пушкина. В «Сказке о золотой рыбке» никто не заподозрит в семье старика и старухи семейную идиллию – слишком уж разные у супругов системы ценностей! А как неудачно выбрал себе вторую жену царь в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» – и говорить нечего!
 
В зарубежных сказках тоже непросто найти эталон семьи: больная бабушка живет одна в лесу, и маленькую девочку в красной шапочке мама отправляет к ней через полную опасностей чащу. А от Мальчика-с-пальчик и его братьев-сестер родители и вовсе откровенно избавляются.
 
А вспомним проблему «отцов и детей» в русской литературе! И речь не только о Тургеневе. Вот Александр Сергеевич пишет о Татьяне Лариной: «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»
 
Таким образом, к XIX веку литературу достаточно плотно интересовала проблема семейных отношений и поиска в них гармонии. Неслучайно именно в этом веке семейная сага (она же – семейная хроника) возникает как отдельный жанр.
 
Авторы семейных хроник пытались проследить перипетии взаимоотношений в некоем семейном клане на протяжении нескольких поколений. И, что тоже важно и интересно, – показать семью на фоне исторической эпохи, драматических исторических событий.
 
Одна из самых известных семейных саг в мировой литературе – «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. В русской литературе это «Семейная хроника» Сергея Тимофеевича Аксакова и роман «Господа Головлёвы» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. В советской литературе наиболее известен «Вечный зов» Анатолия Степановича Иванова и «Московская сага» Василия Павловича Аксёнова.
 
Объектом нашего обзора являются книги, написанные в жанре семейной саги современными авторами. И для начала поговорим о семейных сагах, созданных российскими писательницами. 
 
ХХ век был сложным для России, очень непросто складываются судьбы людей и истории целых семей. Об этом – роман Марины Степновой «Женщины Лазаря».
 
18+
 
Степнова, М. Женщины Лазаря : роман / Марина Степнова. – Москва : Астрель, 2012. – 444 с.
 
 Экземпляр книги 
 
Разные издания доступны в библиотеках города
В электронной библиотеке ЛитРес.
 
Эта семейная сага начинается с конца XIX века. Талантливый математик Сергей Чалдонов пылко и нежно влюблен в Марусю Питовранову. Маруся – образованная и добросердечная девушка из старинной священнической семьи, читать про которую – сердце радуется! В 1888 г. Сергей сделал Марусе предложение, и их семья полна света и тепла, но… у них нет детей. И даже это горе только больше сплотило супругов.
 
Зато с семьей Чалдоновых навсегда оказалась связана жизнь Лазаря Линдта. И огромное место в романе отведено истории этой семьи, этой любви и этой дружбы. 
 
Лазарь – самый настоящий гений математики и физики, «как бы по ошибке» пребывающий в «унизительно маленьком» и щуплом теле. Встречаем мы 18-летнего Лазаря на страницах романа в «похрустывающем от ледяной грязи ноябре 1918 года». Гений был немыт и носил настоящие лохмотья, но при этом страстно хотел учиться и сумел добиться встречи с известным ученым – Сергеем Александровичем Чалдоновым – по поводу «динамики неголономных систем».
 
Поговорив с Лазарем, Чалдонов его взял, но не учиться – работать! И, мало того, привел голодного парня в свою профессорскую квартиру.
 
Там-то Лазарь и увидел Марусю. Маруся была старше его на тридцать лет. Но чистую любовь к ней Линдт пронес через всю свою жизнь. А свет, от нее исходящий, он искал потом во всех женщинах. 
 
Другая сюжетная линия в романе – это судьба Галины, ставшей женой уже пожилого Лазаря отнюдь не по любви. Эта женщина, внешне так похожая на Марусю – но при этом до крайности холодная, черствая и расчетливая. И поначалу эта героиня вызывает резкое чувство неприязни. Но автор постепенно знакомит читателя со сломанной судьбой своей героини, ее растоптанной первой любовью – и осуждать Галину уже не хочется...
 
И третья героиня этой саги – внучка «Лазарьёсича» – Лидочка. Потеряв маму и любящую семью, она росла возле бабушки, той самой Галины Петровны, которая не любила всё, что связано с Линдтом, – ни его (и своего!) сына, ни его (и свою!) внучку. Девочка мечтает о настоящем уютном доме, о домашних хлопотах, мечтает готовить по рецептам Елены Молоховец – но бабушке это безразлично и она отдает ее в балетную школу. Читая про то, в каких жестких условиях воспитываются будущие балерины, невольно сочувствуешь бедной девочке. А тут еще и несчастная первая любовь… и очередное самодурство бабушки…
 
И вот, когда Лидочка уже совершенно отчаивается, – все вдруг заканчивается хорошо, все наконец-то распуталось и соединилось, даже «любовь, так долго блуждавшая по этой истории, так долго не умевшая попасть в такт». 
 
В идеале, основа семьи – любовь. Но и из жизни, и из литературы, которая, как зеркало, отражает жизнь, мы знаем, что это далеко не всегда бывает так. Весьма трагичное преломление нашла судьба семьи, построенной не на любви, в романе Елены Чижовой «Повелитель вещей».
 
16+
 
Чижова, Е. Повелитель вещей : роман / Елена Чижова. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. – 381 с. – (Проза Елены Чижовой). 
 
 Экземпляр книги 
 
В библиотеках: ЦГБ (абонемент), № 13, 45613, 1419, 20.
В электронной библиотеке ЛитРес.
 
Эта семейная сага разворачивается тоже в ХХ веке, и советская реальность, разумеется, наложила на нее свой неизгладимый отпечаток. Перед нами – семья бывшей учительницы, а теперь уборщицы Анны Петровны. 
 
Только в конце романа мы начинаем понимать, почему так не по-человечески относится к Анне ее старая и немощная мать. Анна Петровна безропотно и ответственно за ней ухаживает, не только из чувства долга и по инерции, как может показаться на первый взгляд. Она, несмотря ни на что, любит мать. И, несмотря ни на что, до самого конца надеется, что и мать ее любит тоже!
 
Нет. Не любит. И не уважает.
 
Забегая вперед, можно сказать, что именно это понимание (и проблемы сына) окончательно разрушит личность Анны.
 
Вчитываясь и вдумываясь в роман Елены Чижовой, мы постепенно понимаем, почему сама Анна всю жизнь поступает не по своей воле и себе в ущерб. Так было с самых первых дней работы в школе, так было и в личной жизни. Любовь ее оказывается как бы случайной и нелепой, и даже родившийся сын Павлик, вслед за бабушкой, не уважает и не любит мать. Он полностью погружен в мир компьютерных игр и старых советских вещей и мечтает создать компьютерную игру на эту тему.
 
Мир старых вещей вообще зловещей тенью присутствует в этом романе. 
 
Ими интересуется Павел, их зачем-то хранит бабка… И, когда мы узнаём, откуда брались эти вещи и кем был отец Анны Петровны, – многое в этой тягостной истории становится на свои места. 
 
Неслучайно этот роман оканчивается нетипично для семейной саги. У этой семьи не будет продолжения. 
 
Судьба Анны терпит полный крах после отъезда сына. Сам же Павлик, уехав, более-менее наладил свою жизнь, женился. Судьбы семей Павлика и Светланы переплетены самым трагическим для советского времени образом. Живут они хорошо, но детей у них нет. Незадолго до смерти Светлана сказала мужу: «Хорошо, что у нас нет детей». И объяснила: «На нас это всё закончится».
 
Это, конечно, не новость, что чудовищные вещи, совершаемые предками, печально сказываются на судьбе потомков, на судьбе семьи. И роман Елены Чижовой – еще одно напоминание об этом.
 
И, пожалуй, самая грандиозная из современных российских семейных саг написана Натальей Нестеровой. Она очень полюбилась читателям и совершенно не нужно объяснять почему. Книга великолепна!
 
16+
 
Нестерова, Н. Жребий праведных грешниц : [семейная сага] / Наталья Нестерова. – Москва : АСТ, 2019. – 782 с. – (Лучшие книги российских писательниц).
 
 Экземпляр книги 
 
В библиотеках: ЦГБ (абонемент), № 1, 23, 45613, 141920.
В электронной библиотеке ЛитРес.
 
Этот огромный роман рассказывает о разветвленной семье сибиряков Медведевых. Не случайно на форзаце этой книги – классическая родословная, могучее семейное древо.
 
Хотя речь в романе идет отнюдь не об особах царской крови, а о простых крестьянах, утративших всё нажитое в пожаре еще в XIX веке и осевших в Сибири, в основанной ими под Омском деревне Погорелово.
 
Повествование строится, главным образом, вокруг судеб сильных женщин. Сначала автор знакомит нас с Анфисой, которую муж называет «Туркой», так как ее давний предок привез с войны жену-турчанку. Своенравная и гордая Анфиса та еще «Кабаниха»: в кулаке держит всю семью и хозяйство, невестки трепещут пред ней, сыновья – почитают. Но старший («большак») – Степан – унаследовал материн характер и тоже умеет настоять на своем, например, жениться на хрупкой («нюхлой») девушке Парасе, несмотря на то, что мать не одобряет его выбор. Младшего же сына, не вполне психически здорового Петра, Анфиса женит на работящей, сильной и покорной Марфе. 
 
У Анфисы есть еще дочка Анна, Нюраня. Когда невестки Марфа и Парася собрались рожать, Анфиса силой привезла из Омска старенького, спивающегося, но талантливого врача Василия Кузьмича и поселила у себя в доме. С тех пор Нюраня тоже «заболела» медициной. Надо сказать, что и сама Анфиса владела неким даром врачевания.
 
Казалось бы, Анфиса все делает ради блага семьи, даже оставляет потомкам клад! Но ведь и грех, который она совершает из ревности, – чудовищен…
 
Когда читаешь первую часть этой превосходной саги (а таких частей – четыре!), ловишь себя на том, что начинаешь думать на старосибирском языке: «дыкать», «ишшокать» и на деревенский манер строить предложения. Наталья Нестерова потрясающе воспроизводит не только говор, но и быт сибиряков, и даже не верится, что так жили люди всего сто лет назад! Сибиряки не знали фруктов, и Анфиса не дала детям съесть яблоко и грушу, привезенные мужем Еремеем из России, а только хвасталась этими диковинками перед односельчанами! Нам кажется невероятным курьезом, что деревенские сибирячки тогда считали, что нижнее белье носят только падшие женщины, а еще панически боялись унитаза, оказавшись в городе!
 
Мало того, Россия и Сибирь в романе как будто две разные страны: жители центральных районов не понимают речь сибиряков – и наоборот!
 
Страшные события начала ХХ века не смогли уничтожить семью Медведевых, Анфиса умела жестко отстаивать интересы семьи и договариваться и с красными, и с белыми, и с продотрядами. А вот коллективизация, проводимая давним недругом Степана Данилом Сорокой, обернулась для семьи катастрофой. Успевший предупредить семью об опасности Степан – расстрелян, Еремей – замерз на этапе в лагерь, смерть, которую выбрала себе Анфиса, – и вовсе лютая. 
 
Спасаясь, Нюраня оказалась в Курске, а Марфа – в Ленинграде. И долгое время они ничего не знали друг о друге, так как, наводя справки, сразу попали бы в поле зрения «органов» как семья раскулаченных… 
 
Наталья Нестерова описывает и военное лихолетье, которое Нюраня, ставшая замечательным врачом, провела в оккупированном немцами Курске, Марфа-домработница – в блокадном Ленинграде, а Парася – в Сибири, в Погорелове. Старшего сына Параси, Василия, еще в раскулачивание увезла семья бывших ссыльных. Спасла – но и украла. А младший – Егор, 12-летний мальчишка – убежал из дома сражаться с фашистами и умудрился добраться до фронта и прибиться к партизанам! Воюет и старший сын Марфы Степан. Он встречает Василия в военном госпитале – и семья понемногу снова собирается вместе…
 
У каждого, абсолютно каждого героя этой семейной саги – свое представление о семейном и человеческом счастье. Но любящая, понимающая и принимающая Марфа, спасшая семью в блокадном Ленинграде, воспитывающая многочисленных потомков, и родных и неродных, – это, пожалуй, главная героиня романа. 
 
Она будет до его последних страниц оберегать и собирать всю семью вокруг себя, станет ее центром, стержнем и главным источником семейного тепла и силы. Три главных секрета есть у Марфы, и их она сохранит до могилы: кого любит она всю свою жизнь, от кого у нее сыновья, и как умер в блокаду ее муж…
 
А завершается сага словами, сказанными Марфой на свадьбе Нюраниной внучки Татьяны. И это, несомненно, главный секрет семейного счастья: 
 
– Только б не было войны!
 
Роман написан в 2016-2017 годах…
 
Антивоенная тематика семейных саг очень понятна – нет ничего разрушительнее для семьи, чем война.
 
ХХ век в этом отношении был просто ужасающ. И первая, и вторая мировые войны асфальтовым катком проехались по многим судьбам, многим семьям. И их эхо аукается долго, многие поколения вперед…
 
Об этом, в том числе, и роман Кейт Мортон «Дом у озера».
 
16+
 
Мортон, К. Дом у озера : [роман] / Кейт Мортон ; перевод с английского Инессы Метлицкой. – Санкт-Петербург : Азбука, 2021. – 540 с. – (The Big Book). 
 
 Экземпляр книги 
 
В библиотеках: ЦГБ (абонемент), № 13, 45613, 141920.
В электронной библиотеке ЛитРес.
 
Ключевые события этого романа происходят в 1911, 1933, 2003 годах – на протяжении всего столетия. А причина происходящего – психологическая катастрофа, которая происходит с человеком, пусть даже самым прекрасным, на войне…  
 
Англия, начало ХХ века. В лощине, окруженной густым лесом, расположено имение Лоэннет, где и разворачиваются события и где мы знакомимся с очень одаренной и яркой девочкой Элеонор. Кроме любящего отца и холодной светской матери Констанс, мы встречаем там художника Ллевелина, который играет с Элеонор и придумывает для нее волшебные сказки. Одна из них, «Тигр и жемчужина», – это их личная сказка, а вот «Волшебная дверь Элеонор» – издана и становится очень популярной книжкой. Почему же мама девочки недолюбливает Ллевелина? 
 
Мечтая выдать дочь замуж, Констанс в 1911 году увозит ее в Лондон. А там очаровательную девушку спасает из-под колес омнибуса красавец Энтони Эдевейн, ставший, разумеется, ее мужем. 
 
В 1933 году в счастливой и дружной семье Эдевейнов подрастают уже три милые девочки и совсем еще маленький брат Тео. В самом начале романа мы застаем эту семью за приготовлениями к празднику – Дню святого Иоанна. Их 16-летняя дочка Элис влюблена в рабочего, который старше ее на 10 лет, но ценит потрясающее воображение девочки и ее дар рассказчицы.    
 
Ведь с 8 лет, когда отец, Энтони, подарил ей записную книжку, она с ней не расстается – и в данный момент сочиняет любовный роман. Но, передумав, превращает его в детектив. Юная Элис считает себя наблюдательной и мудрой (как и все 16-летние люди!). Ее старшая сестра Дебора – образец благовоспитанности, а младшая, Клемми, – еще более странная, чем Элис, ведь она считает лучшим подарком планер!
 
Но наутро после шумного праздника случается страшная трагедия – исчезает маленький Тео. И все попытки его найти ни к чему не приводят. 
 
Уже постарев, сестры, с которыми мы снова встречаемся в 2003 году, выясняют, что каждая из них винила в произошедшем себя и у каждой была своя тайна. 
 
За расследование той давней трагедии берется Сэди, у которой за спиной имеется своя детская семейная травма. Кроме того, Сэди работает в полиции и ей не дает покоя неудача, которую она потерпела, расследуя трагедию, случившуюся с маленькой девочкой. 
 
Сэди приехала погостить к Берти, своему деду, – переосмыслить всё произошедшее с ней и поддержать Берти, тоскующего по умершей любимой жене. Во время пробежки Сэди и натолкнулась на заброшенное поместье Лоэннет и заинтересовалась тайной семьи Эдевейн… 
 
Пожилая Элис, ставшая, разумеется, известной писательницей, и ее сестры тоже волей-неволей втягиваются в расследование. Вороша далекое прошлое, они учатся понимать и прощать себя и своих родителей. А мы с вами еще раз увидим, сколь чудовищны и непредсказуемы бывают последствия войны в судьбе каждого человека и в судьбе семьи …
 
Роман Люсинды Райли «Комната бабочек» тоже начинается в годы войны, хотя большая часть книги описывает жизнь семьи уже в наши дни. Но ведь многие проблемы дня сегодняшнего коренятся подчас в далеком прошлом. 
 
16+
 
Райли, Л. Комната бабочек / Люсинда Райли ; [перевод с английского Маргариты Юркан]. – Москва : Эксмо : Inspiria, 2022. – 574 с.
 
 Экземпляр книги 
 
В библиотеках: ЦГБ (абонемент), № 123, 45613, 141920.
В электронной библиотеке ЛитРес.
 
В центре повествования – семья Поузи: сначала семья ее родителей, а затем и ее собственная семья.
 
Сначала автор знакомит нас с ее детством, ее любящим папой и отстраненно-холодной маман. Отец всегда находит для девочки и время, и ласковые, ободряющие слова, он играет с ней в Волшебную страну, где Поузи – «принцесса фей». Они ловят прекрасных бабочек, гуляют по взморью, купаются в реке. Даже прозвище Поузи – «бутончик» – тоже придумал девочке отец. 
 
Но события происходят в 1943 году, и папа Поузи, оправившись от ранения, вновь уезжает воевать с Гитлером – он военный летчик.
 
А саму Поузи маман отправляет жить к бабушке. Очень милой, доброй, заботливой бабушке. Но, как любой ребенок, девочка очень скучает по родителям, особенно по отцу. Страшное известие о его гибели переворачивает жизнь семьи. 
 
Далее, как и положено в семейной саге, – Поузи вырастает и влюбляется. Вот только молодой человек совершенно неожиданно и без объяснения причин бросает ее. Причину этой личной драмы Поузи и ее связь с семейной трагедией родителей вы поймете, прочитав роман. 
 
А заодно узнаете, как сложатся судьбы трех поколений героев этой семейной саги. Ведь, начав с 1943-го, Л. Райли доводит историю семьи Поузи до 2006 года. 13 лет Поузи была замужем за Джони, отцом двух ее сыновей.
 
Ник, основательный и добрый, увлечен антикварным бизнесом. У Ника семьи нет, но есть очень грустная история отношений с девушкой Эви, и прямо на наших глазах разворачивается история новых чувств.
 
А Сэм ничем конкретно не занят и постоянно теряет деньги семьи, втягиваясь в сомнительные авантюры. Также мы знакомимся с семьей Сэма – терпеливой и самоотверженной Эми и их двумя ребятишками. 
 
Добрая и деятельная в свои 70 лет, Поузи с открытой душой участвует в судьбах всех своих многочисленных родственников и друзей, а однажды, катаясь на лодке с Клемми (дочкой Эви и… не только ее), узнает в лодочнике Фредди свою первую и так внезапно оборвавшуюся любовь…
 
В общем, перед нами – самая классическая семейная сага – с любовью и преданностью, обидами и изменами, многолетними тайнами и их разгадками – и со счастливым концом.
 
Невозможно рассказать обо всех романах – ведь литература в жанре семейной саги достаточно обширна. Каждый роман прекрасен по-своему, и в каждом можно найти что-то созвучное именно вам!
 
Обзор подготовила Надежда Николаевна Краснощекова
ведущий библиотекарь библиотеки № 20