муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского (1823–1886)
 
Александр Николаевич Островский – известный русский писатель и талантливый драматург. Его называют основоположником современного русского театра. Он сочинил 47 пьес разных жанров, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь».
 
Родился Александр Островский 12 апреля 1823 года в Москве в семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование. С детства изучал иностранные языки. Знал греческий, французский, немецкий, а позже – английский, итальянский, испанский языки. 
 
В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 году, поступил на юридический факультет Московского университета. Слушал лекции таких передовых профессоров, как Т. Грановский, М. Погодин. Стремление к литературному творчеству совпало со страстным увлечением театром. На сцене в то время блистали великие актеры М. Щепкин и П. Мочалов
 
Островский оставил университет – юридические науки его перестали интересовать – и принял решение всерьез заняться литературой. Но по настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд. Работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес.
 
В 1849 году была написана комедия «Свои люди – сочтемся!», которая принесла автору признание, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (запрещена Николаем I, а Островский отдан под надзор полиции). Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый «театр Островского». В 1850 году Александр Николаевич стал сотрудником журнала «Москвитянин», вошел в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны «Утро молодого человека», «Неожиданный случай» (1850).
 
В 1851 году Островский ушел со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству. Продолжая гоголевские обличительные традиции, он написал комедии «Бедная невеста» (1851), «Не сошлись характерами» (1857). Но в 1853 году, отказавшись от «жесткого» взгляда на русскую жизнь, написал Погодину: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас»
 
Последовали комедии «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854). Н. Чернышевский упрекал драматурга в идейной и художественной фальши его новой позиции.
 
На дальнейшее творчество Островского оказало участие в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856). Он совершил поездку по Волге от ее истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вел подробные записи, изучал жизнь местного населения. 
 
В 1855-м – 60-х годах, в предреформенный период, сблизился с революционными демократами, пришел к некоему «синтезу», вернувшись к обличению «властителей» и противопоставляя им своих «маленьких людей». Появляются пьесы «В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Воспитанница» (1858), «Гроза» (1859). Критик Н. Добролюбов восторженно оценил драму «Гроза», посвятив ей статью «Луч света в темном царстве» (1860).
 
В 1860-е Островский обращается к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники «Тушино» (1867), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», психологическая драма «Василиса Мелентьева» (1868). В 1870-е рисует жизнь пореформенного дворянства: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Волки и овцы» (1875). Особое место занимает пьеса «Снегурочка» (1873), выразившая лирическое начало драматургии Островского
 
В 1874 году появилось Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни театральных актеров. С 1885 года Александр Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы. 
 
В последний период творчества была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870-х – 80-х годов: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др.
 
Умер Александр Николаевич Островский 2 июня 1886 года в имении Щелыково. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
 
Дорогие читатели, с предлагаемыми вашему вниманию художественными произведениями Александра Николаевича Островского вы можете познакомиться в библиотеках города Ангарска. С литературой о жизни и творчестве – в Центральной городской библиотеке нашего города.
 
Произведения А. Н. Островского
  
Островский, А. Н. Полное собрание сочинений : [в 12 т. ] / А. Н. Островский ; ред. Г. И. Владыкина [и др.]. – Москва : Искусство, 1973-1980.
Т. 1 : Художественная проза. Т. 1 : Пьесы (1843-1854). – 1973. – 575 с.
Т. 2 : Пьесы (1856-1866). – 1974. – 806 с.
Т. 3 : Пьесы (1868-1871). – 1974. – 557 с.
Т. 4 : Пьесы (1873-1877). – 1975. – 541 с.
Т. 5 : Пьесы (1878-1884). – 1975. – 541 с.
Т. 6 : Пьесы (1861-1865). – 1976. – 606 с.
Т. 7 : Пьесы (1866-1873). – 1977. – 601 с.
Т. 8 : Пьесы, написанные в соавторстве (1876-1882). – 1977. – 629 с.
Т. 9 : Переводы и переделки (1865-1886). – 1978. – 662 с.
Т. 10 : Статьи. Записки. Речи. Дневники. Словарь. – 1978. – 719 с.
Т. 11 : Письма (1848-1880). – 1979. – 781 с.
Т. 12 : Письма (1881-1886). – 1980. – 631 с.
 
84(2Рос=Рус)1-6
О-77
 
Островский, А. Н. Гроза : пьесы / А. Н. Островский. – Санкт-Петербург : Лениздат, 2014. – 352 с. – (Лениздат-классика). 
Книга познакомит с самой знаменитой пьесой Александра Островского «Гроза». Это рвущая душу, трагическая история любви. Пьеса стала поводом для различных сценических версий, критических толкований и литературоведческих трактовок. О ней написана блистательная, до сих пор не потерявшая своего значения статья А. Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Также представлена пьеса «Снегурочка», выразившая лирическое начало драматургии Островского. 
 
84(2Рос=Рус)1
О-77
 
Островский, А. Н. Бесприданница / А. Н. Островский ; художник В. Попова. – Москва : ЭКСМО, 2012. – 618 с. – (Русская классика). 
В сборник вошли восемь пьес знаменитого драматурга. Написанные в XIX веке, они ничуть не устарели. Любовь, ревность, зависть, великодушие, измена, стремление разбогатеть или построить карьеру, отношения отцов и детей, мужчин и женщин, сословное неравенство – все эти коллизии представлены у Александра Островского в разнообразных и причудливых сочетаниях.
 
84(2Рос=Рус)1
О-77
 
Островский, А. Н. Свои люди сочтёмся ; Гроза ; Бесприданница / А. Н. Островский. – Москва : АСТ, 2008. – 240 с. – (Хрестоматия школьника). 
Предлагаемое пособие адресовано учащимся старших классов. В него включены наиболее известные пьесы Александра Островского «Свои люди – сочтемся», «Гроза» и «Бесприданница». Комментарии, темы сочинений и развернутые планы помогут в подготовке к урокам литературы, экзаменам, а также расширят кругозор школьников.
 
83.3Р1
О-77
 
Островский, А. Н. О литературе и театре / А. Н. Островский – Москва : Современник, 1986. – 400 с. – (Любителям русской словесности). 
Сборник состоит из статей, писем, выступлений и дневниковых записей, в которых драматург Александр Николаевич Островский размышляет о литературном творчестве и театральном искусстве. 
 
Литература о жизни и творчестве писателя
 
74.268.3
П 80
 
Прокофьева, Н. Н. Островский в школе : книга для учителя / Н. Н. Прокофьева – 2-е изд. – Москва : Дрофа, 2003. – 253 с. – (Писатель в школе). 
Настоящее издание подготовлено в помощь учебному процессу. Оно поможет решить многообразные задачи, стоящие перед учителем-словесником в процессе ознакомления учащихся с жизнью и литературной деятельностью драматурга Александра Островского. Пособие содержит почасовое планирование уроков по пьесам «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка», «Лес», «Доходное место». Также включены тестовые задания и материал для внеклассной работы.
 
83.3(2=Рус)5 
Д72
 
Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике : сборник / сост. И. Н. Сухих. – Ленинград : Издательство ЛГУ, 1990. – 335 с. 
Предлагаемый вашему вниманию сборник статей о драме А. Н.Островского «Гроза» продолжил серию критики крупнейших произведений русской классики. Уникальность данного сборника в том, что большинство статей печатается по тексту первых и, как правило, единственных статей критиков разных направлений и эстетических пристрастий. 
 
83.3Р1
Л19
 
Лакшин, В. Я. Александр Николаевич Островский / В. Я. Лакшин. – Москва : Искусство, 1982. – 568 с. – (Жизнь в искусстве).
Русский литературовед и мемуарист Владимир Лакшин написал солидную книгу о жизни и творчестве драматурга Александра Островского на документальной основе. Сам Островский говорил: «Вся моя биография – в моих пьесах». Читатели узнают, что Александр Николаевич жил трудно, самоотверженно работал, много бедствовал и тайно страдал. Главным счастьем и мукой своей жизни он считал театр. 
 
Публикации из периодических изданий
 
Галамага, А. Тема грехопадения и спасения у Островского и Лермонтова / А. Галамага // Москва. – 2022. – № 6. – С. 209-212.
О схематизме сюжета пьесы А. Н. Островского «Гроза» и о схожести пьесы с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон».
 
Дмитриевская, Л. Кульминация драмы А. Н. Островского «Гроза» в декорациях театральных постановок XIX-XX веков / Л. Дмитриевская // Литература в школе. – 2019. – № 6. – С. 8-13 : ил. 
О декорациях кульминационной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза» в постановках разных театров.
 
Кочелаева, Н. Лингвистический променад с Мишенькой Бальзаминовым / Н. Кочелаева // Наука и жизнь. – 2021. – № 4. – С. 36-39. 
На примере пьесы «Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского рассмотрен процесс, который в языкознании называют контаминацией, когда в народном языковом сознании совмещаются части разноязычных лексических единиц (в данном случае французский плюс русский).
 
Кошелев, В. «Гроза» А. Н. Островского : контексты и смыслы. Катерина Кабанова и «классицистская трагедия» / В. Кошелев // Литература в школе. – 2017. – № 8. – С. 6-12 : ил. 
Об образе главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерины Кабановой.
 
Купцова, О. Островский - читатель: с карандашом в руках / О. Купцова // Мир библиографии. – 2013. – № 3. – С. 22-28.
О личной коллекции книг русского драматурга Александра Островского. Особую ценность в коллекции представляют книги с пометами Александра Николаевича, которые являются ценным источником для понимания личности писателя.
 
Лобанкина, Е. «Гроза»: призраки темного царства вчера и сегодня / Е. Лобанкина // Читаем, учимся, играем. – 2021. – № 5. – С. 28-34.
Сценарий квиза, посвященного пьесе А. Н. Островского «Гроза».
 
Рогова, М. С. Пьесы на все времена / М. С. Рогова // Читаем, учимся, играем. – 2018. – № 11. – С. 11-17.
Сценарий литературной беседы для учащихся 8–11-х классов, посвященной творческому пути драматурга.
 
Роговер, Е. «Снегурочка» А. Н. Островского в контексте русской культуры / Е. Роговер // Литература в школе. – 2015. – № 10. – С. 2-6 : ил. 
Анализ связи произведения А. Н. Островского «Снегурочка» с пластами русской культуры и отрезками русской истории; роль пьесы в развитии отечественного искусства.
 
Солнцева, А. Одна не совсем обычная деревня : очерки / А. Солнцева // Новый мир. – 2020. – № 6. – С. 95-129.
О жизни в селе Щелыково, где сейчас расположен музей-заповедник А. Н. Островского. 
 
Титкова, А. С. Какая ягода - такое и варенье / А. С. Титкова // Чем развлечь гостей. – 2019. – № 7. – С. 64-68.
Сценарий театрализованного чаепития по мотивам произведений русского драматурга А. Н. Островского.
 
Чернец, Л. В. Типы «самодура» и «делового человека» в пьесах А. Н. Островского / Л. Чернец // Русская словесность. – 2014. – № 5. – С. 52-65.
О соотношении типов «самодура» и «делового человека» в пьесах Александра Островского 1850 – 60-х годов, а также тип пореформенного «делового человека» в пьесах 1870 – 80-х годов, существенно отличающийся от одноименного в раннем творчестве. 
 
Материал подготовила ведущий библиотекарь читального зала ЦГБ Устинова С. В.