Опубликовано: 2024-01-20
6 июня 2024 года исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837)
Александр Сергеевич Пушкин – русский гений, его творчество уникально. Он стоит у истоков новейшей русской литературы, – и это касается абсолютно всех ее видов и жанров: поэзии, прозы, критики, драматургии. Как в нашей стране, так и во всем мире слог Пушкина считают высшим проявлением литературного искусства.
Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала – «арапа Петра Великого». Воспитанный французскими гувернерами, Саша вынес из домашнего обучения только прекрасное знание французского и любовь к чтению.
Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.
В 1811 году Александр Пушкин поступил в только открывшийся Царскосельский лицей – привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки из детей дворянского сословия по специальной программе высших государственных чиновников. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, как Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин.
После окончания лицея, в июне 1817 года, в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность» (1817), «К Чаадаеву», «Деревня» (1819), «На Аракчеева» (1817–1820), которые, хоть и не публиковались, были настолько известны, что, по свидетельству И. Якушкина, «в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть». Еще до окончания лицея, в 1817 году, Александр начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 года.
В мае Пушкин был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». Он поехал в Екатеринослав, где познакомился с семьей Раевских, затем вместе с ними – на Кавказ, оттуда в Крым и в сентябре – в Кишинев, где жил в доме генерала Инзова, наместника Бессарабского края. В Кишиневе Пушкин общался с будущими декабристами, много работал. За три года ссылки написаны «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), а также «Узник», «Песнь о вещем Олеге» (1822) – образцы романтической и гражданской лирики – и многие другие стихотворения; начат роман в стихах «Евгений Онегин».
В июле 1823 года Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери «под надзор местного начальства». Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями - семьей Осиповых-Вульф – и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин формировался как художник-реалист: продолжал писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и другие.
17 декабря 1825 года Пушкин узнал о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв». С глубоким волнением Александр Сергеевич ждал вестей из столицы, в письмах просил друзей «не отвечать и не ручаться» за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826 года, когда Пушкин получил с фельдъегерем приказ Николая I немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле). Напуганный всеобщим неодобрением казни и ссылки дворян-офицеров, Николай I искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: «Борис Годунов» был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный», «Предчувствие» (1828).
В мае 1828 года Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время он посватался к Наталье Николаевне Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», в стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии...». Возвратившись в Петербург, поэт получил от шефа жандармов А. Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения.
В апреле 1830 года Пушкин вновь сделал Н. Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». Испытывая большой творческий подъем, Пушкин пишет своему другу и издателю П. Плетневу: «Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов», – и держит свое слово: в Болдине написаны такие произведения, как «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».
17 февраля 1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Натальей Николаевной Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив, написал «Историю Пугачева» (1833), историческое исследование «История Петра».
Последние годы жизни А. С. Пушкина прошли в тяжелой обстановке всё обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, т.к. это придворное звание обычно «жаловалось» молодым людям. За поэтом следили, просматривали его письма, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей: Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, хотя в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама» (1833), «Египетские ночи», «Капитанская дочка» (1836), поэма «Медный всадник», сказки.
В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник». Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели. Художественный уровень журнала был необычайно высок: такого собрания блистательных талантов не знала еще русская периодика (В. Жуковский, Е. Баратынский, П. Вяземский, Д. Давыдов, Н. Гоголь, Ф. Тютчев, А. Кольцов).
Зимой 1836 года завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. «Солнце русской поэзии закатилось», - написал Василий Жуковский. Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев.
Похоронен Александр Сергеевич Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.
Дорогие читатели, с предлагаемыми вашему вниманию художественными произведениями и литературой о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина вы можете познакомиться в библиотеках города Ангарска.
Произведения А. С. Пушкина
Пушкин, А. С. Евгений Онегин : роман в стихах, стихотворения / А. С. Пушкин. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2013. – 447 с.
Роман «Евгений Онегин» – одно из самых значительных произведений русской словесности, герои которого уже третий век любимы читателями. Любовная история Татьяны Лариной и Евгения Онегина в высшей степени оригинальна и не имеет аналогов в мировой литературе. Пушкин писал роман больше семи лет и называл работу над книгой подвигом. Каждая глава издавалась отдельным выпуском и становилась событием литературной жизни. В настоящем издании представлены роман «Евгений Онегин» и самые известные стихотворения Пушкина, вошедшие в сокровищницу мировой литературы.
Пушкин, А. С. Повести Белкина / А. С. Пушкин. – Москва : АСТ : Астрель, 2008. – 251 с.
Произведения, составившие эту книгу: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», поэмы «Руслан и Людмила», «Медный всадник» и «Полтава», – лучшее подтверждение гения русской литературы А. С. Пушкина.
Пушкин, А. С. Полное собрание стихотворений / А. С. Пушкин. – Москва : Альфа-Книга, 2013. – 506 с.
Александр Сергеевич Пушкин - великий поэт, писатель, драматург. В настоящее издание вошли все стихотворения А. С. Пушкина.
Пушкин, А. С. Руслан и Людмила ; Поэмы ; Маленькие трагедии / А. С. Пушкин. – Москва : Эксмо, 2019. – 349 с.
Более двухсот столетий читатели учатся у А. С. Пушкина пониманию законов мироздания и человеческого бытия. В творчестве поэта выражено все главное, что необходимо уму и сердцу каждого человека. В представленную книгу включены поэмы и драматические произведения «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии».
Литература о жизни и творчестве
Вересаев, В. В. Пушкин в жизни : систематический свод подлинных свидетельств современников : в 2 томах / В. В. Вересаев. – Москва : Локид-Пресс, 2001. – 2 т.
Книга составлена из подлинных документов. Отобранные В. В. Вересаевым из множества источников воспоминания, письма, литературные заметки, высказывания близких людей А. С. Пушкина позволят читателям полнее узнать биографию поэта и по-новому осмыслить его жизненный и творческий путь.
В первый том вошли свидетельства современников Пушкина до сентября 1829 года. Во второй том – с сентября 1829 года.
Пушкин, А. С. Золотые строки: бесценные мысли, бессмертные стихи / А. Пушкин ; гл. ред. Т. Деревянко. – Москва : АСТ-Пресс, 2009. – 335 с.
Подбор материала этой книги оригинален. Яркие, цельные и глубокие строки А. С. Пушкина намечают творческий и жизненный путь поэта. Афоризмы разбиты на разделы, например: «О России», «О нравственности и вере», «О свободе и власти», «О женщинах», «О любви романтической», «Строки, вошедшие как присловья в русскую речь» и другие. Эксклюзивный иллюстративный материал погрузит читателя в удивительную атмосферу пушкинского времени.
Пушкин без глянца / сост. и вступ. ст. П. Фокина. – Санкт-Петербург : Амфора, 2007. – 277 с.
Известные воспоминания современников А. С. Пушкина, его автохарактеристики, стихи и заметки биографического содержания скомпонованы в этой книге в тематические блоки. Личность поэта и факты из его жизни предстают перед читателем как бы через увеличительное стекло. Только факты – из первых уст.
Седова, Г. М. Ему было за что умирать у Черной речки / Г. М. Седова. – Изд. 2-е, доп. – Санкт-Петербург : Росток, 2020. – 701 с.
В книге Галины Седовой – известного пушкиниста, кандидата исторических и доктора филологических наук – по-новому представлены многие аспекты личной жизни и творческой биографии Александра Сергеевича Пушкина. На страницах книги Пушкин предстает последовательным защитником нравственных оснований своего бытия, о чем свидетельствует ее название – слова из стихотворения Булата Окуджавы.
Черкашин, А. А. Тысячелетнее древо А. С. Пушкина: корни и крона / А. А. Черкашин, Л. А. Черкашина. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2005. – 200 с. : цв. ил., портр.
После издания в 1998 году эта книга стала библиографической редкостью и была переиздана по многочисленным просьбам любителей русской словесности. Помимо исторических этюдов, в книгу вошла подробная карта-схема «Родословное древо А. С. Пушкина», не имеющая аналогов по обилию прослеженных родственных линий. Известный пушкинист-генеалог А. А. Черкашин представил читателям более 2 000 имен знаменитых людей России, познакомиться с которыми будет интересно и школьникам, и исследователям родословной А. С. Пушкина.
Публикации из периодических изданий
Вирабов, И. Тайна пушкинского кольца: 140 лет назад Тургенев собирался передать его Толстому – и где оно? / И. Вирабов // Родина. – 2023. – № 1. – С. 18-23 : 14 фото.
О пропаже перстня, который Пушкин снял перед дуэлью.
Горощенова, О. Первый памятник Пушкину открыли в Москве, второй – в Селищах: в нижегородском имении дворянская семья установила копию столичного памятника поэту / О. Горощенова // Родина. – 2020. – № 6. – С. 130-133 : 6 фото.
Об установке первого в России памятника Пушкину в Москве и его уменьшенной копии в селе Селищи Нижегородской губернии в 1880 г.
Елисеев, Н. Финал «Евгения Онегина» / Н. Елисеев // Знамя. – 2023. – № 6. – С. 209-212.
В статье высказывается предположение, как должен был закончиться роман в стихах «Евгений Онегин», если бы А. С. Пушкин не сжег десятую главу. Описывается история Н. Фонвизиной – прототипа Татьяны Лариной.
Есипов, В. Беседа с Кольвилем Фрэнклендом: Пушкин о положении крестьян / Виктор Есипов // Новый мир. – 2023. – № 2. – С. 199-205 .
Автор статьи анализирует отношение поэта к свободе простого народа, опираясь не только на пушкинское творчество разных лет и факты биографии, но также на фрагменты диалогов и переписку со значимыми людьми эпохи, в том числе Кольвилем Фрэнклендом.
Жарикова, Т. Проказы Пушкина / Т. Жарикова // Наша молодежь. – 2021. – № 17/18. – С. 14-18 : 7 рис.
О частной жизни русского поэта и прозаика А. С. Пушкина.
Карасев, Л. Пушкин. Сказка в сказке / Л. Карасев // Новый мир. – 2022. – № 11. – С. 159-166.
Дается анализ пушкинских сказок, в которых находится немало общего.
Кирпичев, Ю. Зундская пушкиниана / Ю. Кирпичев // Звезда. – 2023. – № 3. – С. 232-238.
О том, плавал ли Пушкин на кораблях в связи с чрезвычайной важностью мореплавания и контактов с просвещенным Западом. Примеры зундских записей, упоминающих о родственниках и Пушкине.
Куркин, Б. Железный всадник / Б. Куркин // Наш современник. – 2022. – № 6. – С. 226-247.
О драматических отношениях царя Николая I, Александра Бенкендорфа и поэта Пушкина, которых объединяло чувство и сознание своей ответственности перед Богом за Россию и которые несли ее каждый в меру своих сил и способностей, но на совесть.
Муравьева, И. Повесть о Белкине / И. Муравьева // Дружба народов. – 2023. – № 2. – С. 75-111.
Легкая, искрящаяся повесть Ирины Муравьевой – о самом известном (и неизвестном) герое хрестоматийных пушкинских повестей. Кто он, Иван Петрович Белкин? Литературный персонаж? Герой мистификации Пушкина? Или реальный человек, автор простых и таких мудрых повестей?
Ранчин, А. О дилетантизме в филологии, или Дилетанты и Пушкин / А. Ранчин // Новый мир. – 2023. – № 4. – С. 190-203.
Статья посвящена интересному вопросу: имеют ли право пушкинисты-непрофессионалы писать и публиковать свои исследования о Пушкине и связанных с ним темах? С одной стороны, дилетант свободен от ограничений научной сферы, от него можно ждать свежих идей и мыслей. С другой – работы дилетантов часто оказываются поверхностны, при этом «любителем» может быть и человек с соответствующим образованием.
Чагадаева, О. Александр Пушкин: Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину : даже черновики поэта-историка хочется читать и перечитывать заново / О. Чагадаева // Родина. – 2022. – № 2. – С. 8-11 : 3 фото.
Об Александре Пушкине как историке. Несколько тезисов Александра Пушкина о русской истории.
Экштут, С. «Блондинистый, почти белесый...» : удивительный сборник забытых воспоминаний о Пушкине возвращает нам неприукрашенный облик поэта / С. Экштут // Родина. – 2023. – № 2. – С. 36-41 : 8 фото.
О свидетельствах современников о внешнем облике Александра Пушкина.
Юдин, В. Святые горы / В. Юдин // Наш современник. – 2022. – № 6. – С. 248-258.
О горячих спорах в отечественном пушкиноведении, в публицистике и широкой массовой печати: был ли наш величайший русский поэтический гений – «наше всё!» – христолюбивым, православным верующим как по религиозному мировоззрению, так и в своем многообразном поэтическом творчестве, или над ним довлели и им твердо управляли материалистические, антиклерикальные силы и догмы?