муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
 
2023 год – Год педагога и наставника
 
«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского», указом Президента Российской Федерации Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.
 
Указ президента Российской Федерации
 
Министр просвещения Сергей Кравцов прокомментировал решение В. В. Путина: «Решение президента объявить 2023 год Годом педагога и наставника еще раз говорит о высоком статусе этих специалистов в нашем обществе, о важности их работы. Мы видим, как растет популярность этой профессии, какие яркие и мотивированные абитуриенты приходят в педагогические вузы, с каким энтузиазмом работают, вливаются в учительскую когорту молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги и наставники, как развиваются профессиональные конкурсы и как загораются новые педагогические звезды. Со своей стороны делаем все, чтобы профессия учителя вышла на качественно новый уровень. Например, поддерживаем важные законодательные инициативы по отказу от формулировки «образовательная услуга», по снижению отчетности. Также даем возможность каждому специалисту проявить свои способности в профессиональных конкурсах. Уверен, что мероприятия Года педагога и наставника станут еще одним важным шагом для повышения престижа учительской профессии».
 
Выдающиеся учителя Российской империи, СССР и России навсегда оставили свой след в истории русской научной педагогики и во многом определили ее развитие. Отечественные педагоги признаны одними из лучших в мировой практике.
 
Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, Выготский, Занков, Шаталов – целая плеяда имен, чьи новаторские подходы буквально перевернули представления о воспитании и обучении детей.
 
Сегодня в системе общего образования около 1,3 миллиона педагогических работников, из них более 1 миллиона 251 тысячи – учителя, более 213 тысяч педагогов дополнительного образования. В системе среднего и высшего профессионального образования более 156 тысяч человек работают мастерами и преподавателями в училищах, колледжах и техникумах, более 179 тысяч человек преподают в вузах.
 
В Ангарском городском округе 72 учреждения дошкольного образования, в том числе начальная школа – детский сад; 34 общеобразовательных учреждения, два лицея, две гимназии, открытая сменная школа; 5 учреждений дополнительного образования.
 
Педагоги принимают активное участие в развитии интеллектуального потенциала детей и молодежи, их воспитании, формировании нравственных идеалов и подготовке к вступлению во взрослую жизнь. 
Год педагога и наставника еще сильнее сплотит и объединит всех тех, кому не все равно, что ждет наших детей, подрастающее поколение.
 
 Список литературы 
 
Амонашвили, Ш. А. Гуманная педагогика: актуальные вопросы воспитания и развития личности. Кн.1 / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Амрита-Русь, 2010. – 288 с. – (Педагогика и психология).
Экземпляр книги: Центральная городская библиотека (читальный зал), библиотеке  № 6.
 
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, ХIV–ХVII в.в. / сост.: С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. – Москва : Педагогика, 1985. – 367 с.
Экземпляр книги: Центральная городская библиотека (читальный зал).
 
Антология педагогической мысли России ХVIII в. / сост. И. А. Соловков. – Москва : Педагогика, 1985. – 479 с.
Экземпляр книги: Центральная городская библиотека (читальный зал).
 
Время. История. Школа: история ангарского школьного образования, 1947–2006 / сост. Л. А. Давыдова. – Ангарск : Администрация города Ангарска. Музей Победы, 2007. – 370 с.
Экземпляр книги: во всех библиотеках.
 
Креативная педагогика : методология, теория, практика : монография / ред.: В. В. Попов, Ю. Г. Круглов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Бином, 2011. – 319 с.
Экземпляр книги: Центральная городская библиотека (читальный зал).
 
Нет на земле ответственней призванья. – Ангарск : [б. и.], 2011. – 220 с.
Экземпляр книги: Центральная городская библиотека (отдел краеведения).
 
Педагогика народов мира : история и современность / сост. К. Салимов. – Москва : Педагогическое общество России, 2000. – 568 с. : ил.
Экземпляр книги: Центральная городская библиотека (читальный зал).
 
Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : [в 2 томах] / К. Д. Ушинский. – Москва : Педагогика, 1974. – 584. – 2 т.
Экземпляр книги: Центральная городская библиотека (читальный зал).
 
Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинений : в 3-х томах / В. А. Сухомлинский. – Москва : Педагогика. – 1980-1981. – 3 т.
Экземпляр книги: Центральная городская библиотека (читальный зал).
 
 Статьи из периодических изданий 
 
Адамчук Д. В. Социально-ролевые отношения «учитель – ученик» / Д. В. Адамчук, В. С. Собкин, Л. Е. Курнешова // Педагогика. – 2015. – № 8. – С. 22-31.
Результаты исследования, основанного на данных социологического опроса, цель которого – выявление социально-психологических особенностей отношений учителя с учениками.
 
Амонашвили, Ш. Разговор с сыном о главном / публикацию подготовила Ольга Чагадаева // Родина. – 2021. – № 6. – С. 5-7.
Отрывок из книги «Созидая человека», в котором Шалва Амонашвили дал незабываемый урок истории своему сыну о человечности и любви к Родине.
 
Гордиенко, Е. Учитель русского языка / Евгения Гордиенко // Смена. – 2022. – № 1. – С. 108-111.
Биография и деятельность советского и российского лингвиста, автора многочисленных трудов по русскому языку, профессора Дитмара Эльяшевича Розенталя.
 
Маслова, В. Б. Счастье быть учителем / В. Б. Маслова ; беседовала И. Степанова // Читаем вместе. – 2019. – № 10. – С. 12-13.
Беседа с Вероникой Борисовной Масловой – школьным психологом, педагогом о преподавании школьных предметов и воспитании современных школьников.
 
Сорока-Росинский, В. Н. Виктор Сорока-Росинский: Оживить в душе школьника древнее чувство героизма... : знаменитый Викниксор из «Республики ШКИД» о душе подростка, за которую в ответе каждый педагог / публикацию подготовила Ольга Чагадаева // Родина. – 2021. – № 9. – С. 23-25.
Об отношении к преподаванию истории педагога-новатора Виктора Сорока-Росинского.
 
Цирульников, А. Из тайных архивов русской школы : история образования в портретах и документах / Анатолий Цирульников // Дружба народов. – 2021. – № 11. – С. 201-233. – Продолжение. Начало: № 10.
Рассказ о школе времен Гражданской войны.
 
Цирульников, А. Образование на краю Ойкумены / Анатолий Цирульников ; беседу ведет Антон Зверев // Дружба народов. – 2020. – № 11. – С. 233-240.
Российская сельская школа, ее проблемы и перспективы развития – сквозная тема интервью доктора педагогических наук Анатолия Цирульникова.
 
Чагадаева, О. Алексей Острогорский: Но справедливым быть обязан! : о чем во все времена должен помнить каждый учитель / Ольга Чагадаева // Родина. – 2021. – № 12. – С. 10-13.
О справедливости в отношениях учителя и ученика.
 
Чагадаева, О. Антон Макаренко: Воспитать человека, чтобы он был счастливым, – можно! / Ольга Чагадаева // Родина. – 2021. – № 7. – С. 10-13.
Десять советов выдающегося педагога Антона Макаренко родителям.
 
Чагадаева, О. Василий Сухомлинский: Детей покоряет влюбленность учителя в знание : мысли выдающегося педагога-фронтовика очень актуальны для сегодняшней школы / Ольга Чагадаева // Родина. – 2021. – № 5. – С. 10-13.
 
Чагадаева, О. Лев Толстой: нет ничего вреднее, чем вызов ребенка к доске : принципы обучения в школах, основанных великим писателем / Ольга Чагадаева // Родина. – 2021. – № 2. – С. 12-14.
Приведены мысли Льва Толстого о государственной школе.
 
Ямбург, Е. Учитель истории обязан удивлять / Е. Ямбург // Родина. – 2016. – № 9. – С. 28-38.
Интервью с заслуженным учителем РФ Евгением Ямбургом о проведении уроков истории.
 
Подготовила главный библиограф ЦГБ Петрова Ирина Александровна