муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
 
 
Нобелевская премия по литературе
 
Нобелевская премия - одна из наиболее престижных международных премий, присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества. Премией могут быть награждены только отдельные лица, а не учреждения (кроме премий мира) и только один раз (есть несколько исключений из этого правила). Премия мира может присуждаться как отдельным лицам, так и официальным и общественным организациям.
 
Нобелевская премия по литературе - награда за достижения в области литературы, с 1901 года ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме.
 
Учреждена в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля.
 
Процедуре награждения предшествует большая работа, которая ведется круглый год многочисленными организациями по всему миру. В октябре Лауреаты уже окончательно утверждаются и объявляются. Окончательный отбор лауреатов осуществляют Шведская Королевская академия наук, Шведская академия, Нобелевская ассамблея Каролинского института и Норвежский нобелевский комитет. Процедура награждения происходит ежегодно, 10 декабря, в столицах двух стран - Швеции и Норвегии.
 
В Стокгольме премии в области физики, химии, физиологии и медицины, литературы и экономики вручаются королем Швеции, а в области защиты мира - председателем Норвежского нобелевского комитета - в Осло, в университете, в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи. Наряду с денежной премией, размер которой меняется в зависимости от дохода, полученного от деятельности предприятий корпорации А. Нобеля, лауреатам вручается медаль с его изображением и диплом.
 
Официальный сайт НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ по литературе
 
Лауреаты
Нобелевской премии по литературе
2000-е годы
 
В 2000 году премией награжден Гао Синцзянь «за произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире».
 
В 2001 году - Видиадхар Найпол «за непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято».
 
В 2002 году - Имре Кертес за то, что «в своем творчестве дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность».
 
В 2003 году - Джон Максвелл Кутзее за то, что «в бесчисленных вариациях показывает неожиданную сопричастность постороннего».
 
В 2004 году - Эльфрида Елинек «за музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы».
 
В 2005 году - Гарольд Пинтер за то, что «в своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения».
 
В 2006 году - Орхан Памук за то, что «в поисках меланхоличной души родного города нашел новые символы для столкновения и переплетения культур».
 
В 2007 году - Дорис Лессинг, «повествующая об опыте женщин, со скептицизмом, страстью и провидческой силой подвергшей рассмотрению разделенную цивилизацию».
 
В 2008 году - Жан-Мари Гюстав Леклезио как «автор новых направлений, поэтических приключений, чувственных восторгов, исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации».
 
В 2009 году - Герта Мюллер за то, что «с сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных».
 
В 2010 году - Марио Варгас Льюса «за детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека».
 
В 2011 году - Томас Транстремер «за мастерство в создании тонких образов и его умение по новому взглянуть на действительность».
 
В 2012 году - Мо Янь «за галлюцинаторный реализм, с которым он смешивает сказку, историю и современность».
 
В 2013 году - Элис Мунро (Манро) как «мастер современного короткого рассказа».
 
В 2014 году - Патрик Модиано «за искусство памяти, посредством которого он рассказал о самых непостижимых человеческих судьбах и жизненном мире оккупации».
 
В 2015 году - Светлана Алексиевич «за ее многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время».
 
В 2016 году - Боб Дилан «за создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции».
 
В 2017 году - Кадзуо Исигуро, «который в романах великой эмоциональной силы открыл пропасть под нашим иллюзорным чувством связи с миром».
 
В 2018 годуОльга Токарчук «за повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни».
 
В 2019 годуПитер Хандке «за влиятельную работу, которая с помощью лингвистической изобретательности исследовала периферию и специфику человеческого опыта».
 
В 2020 годуЛуиза Глюк «за меткую поэтическую интонацию и умение трансформировать индивидуальный опыт в универсальный».
 
В 2021 году - Абдулразак Гурна «за бескомпромиссное и сострадательное погружение в последствия колониализма и судьбу беженцев в пропасти между культурами и континентами».
 
Выходец из Танзании, живущий в Великобритании, представитель литературы постколониализма Абдулразак Гурна стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2021 год. 
 
Абдулразак Гурна родился на острове Занзибар в 1948 году в семье мусульман арабского происхождения. В 1968 году, в связи с антиарабскими настроениями на Занзибаре, он был вынужден переехать в Великобританию в статусе беженца. 
 
В 80-е годы читал лекции в Университете Байеро в Нигерии, тогда же защитил докторскую степень в Кентском университете в Великобритании. Прочитал курс лекций, посвященных постколониальной литературе и писателям – выходцам из колоний Великобритании на востоке Африки, Индии и Карибских островах. В настоящее время в звании профессора возглавляет аспирантуру на кафедре английского языка. 
 
Абдулразак Гурна был ответственным редактором двухтомного сборника «Эссе об африканской письменности»В литературе дебютировал в 1987 году с романом «Память об отъезде»С тех пор выпустил несколько романов и сборник рассказов: «Путь пилигрима» (англ. Pilgrims Way, 1988), «Дотти» (англ. Dottie, 1990), «Рай» (англ. Paradise, 1994), «Восхищение тишиной» (англ. Admiring Silence, 1996), «У моря» (англ. By the Sea, 2001), «Дезертирство» (англ. Desertion, 2005), «Моя мать жила на ферме в Африке» (англ. My Mother Lived on a Farm in Africa, 2006) – сборник рассказов, «Последний подарок» (англ. The Last Gift, 2011), «Сердце из гравия» (англ. Gravel Heart, 2017). На русском языке книги писателя не издавались.
 
Тема поруганной отчизны, изгнания, жизни на чужбине, ностальгии, запрета себе тосковать стали основными мотивами прозы Абдулразака Гурны. Самые известные его произведения – «Память об отъезде», «Путь пилигрима», «Дезертирство», «Рай», «Сердце из гравия».
 
По мотивам событий своей юности он написал автобиографические воспоминания «Память об отъезде», где молодой человек после восстания пытается вырваться из социальной нищеты, надеясь на покровительство преуспевающего дяди в Найроби. Вместо этого его возвращают в семью, к жестокому отцу-алкоголику и сестре, вынужденной заниматься проституцией.
 
В романе «Путь пилигрима» Гурна пишет о мусульманском студенте из Танзании, которого травят в провинциальном английском городке. Главный герой Дауд сталкивается с расизмом и вынужден придумать себе новую историю. Только любовь к женщине побуждает его рассказать правду о своей жизни и поделиться травмирующими воспоминаниями о политических потрясениях в Танзании, которые заставили его бежать.
 
Абдулразак Гурна не просто показывает мусульманскую Африку через культуру, мифы и легенды, он пишет о беженцах, о неприятии Запада, о том, что мигранты навсегда остаются чужими на своей новой родине и никогда по-настоящему не находят себя. Как главная героиня его романа «Дотти», дочь мигрантов, которая не знает своей истории из-за молчания матери и чувствует себя чужой в Англии, где родилась и выросла. 
 
Роман «Рай» входил в короткий список Букеровской и Уитбредовской премий 1994 года, роман «У моря» – в длинный список Букеровской премии этого года. Роман «Рай» – о взрослении танзанийского мальчика, который попадает в услужение к арабскому купцу, и печальная история любви, в которой сталкиваются разные миры и системы верований. В романе «У моря» поднимается важная тема самоидентификации беженцев в другой стране и сохранения памяти о своей родине.
 
Абдулразаку Гурне принадлежат несколько исследований о современных постколониальных писателях. 
 
Литература:
 
Басинский, П. Бегство из ада / Павел Басинский // Российская газета. – 2021. – 8 окт. – С. 11.
 
16+