Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
 
16+
 
В очередной раз мы подводим литературные итоги года. В этом году вышло немало книг, которые порадовали любителей литературы.  
 
 
Нобелевская премия по литературе
 
Первой в нашем списке идет премия, отражающая литературный процесс всего человечества. Самая весомая и значимая – Нобелевская премия. Получил ее в 2017 году японец, но это был снова не Харуки Мураками...
 
Им стал британец японского происхождения Кадзуо Исигуро — автор романов «Остаток дня», «Не отпускай меня» и «Погребенный великан». «В произведениях большой эмоциональной силы он раскрыл бездну, лежащую под нашим иллюзорным чувством связи с миром», — говорится в официальном релизе, опубликованном на сайте Нобелевского комитета.
 
Уроженец Нагасаки, он переехал с семьей Британию в 1960-м. Первый роман писателя — «Там, где в дымке холмы» — вышел в 1982 году и был посвящен его родному городу и новой родине. В романе рассказывается об уроженке Японии, которая после самоубийства дочери и переезда в Англию не может отделаться от навязчивых снов о разрушении Нагасаки.
 
Большой успех пришел к Исигуро с романом «Остаток дня» (1989), который посвящен судьбе бывшего дворецкого, всю жизнь прослужившего одному знатному дому. За этот роман Исигуро получил Букеровскую премию, причем жюри проголосовало единогласно, что для этой награды беспрецедентно. В 1993 году американский режиссер Джеймс Айвори экранизировал эту книгу с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в главных ролях. Картина была 8 раз номинирована на «Оскар».
 
 
Пулитцеровская премия по литературе
 
 
Это одна из престижнейших наград для писателей – наравне с Букером и Нобелевской премией. Романы, удостоенные такого признания, входят в почетный фонд классики.
 
 
 
 
Обладатель Пулитцеровской премии был назван в Нью-Йорке 10 апреля. Им стал Колсон Уайтхэд с книгой «Подземная железная дорога». Нельзя сказать, что роман нью-йоркского писателя был темной лошадкой этого года – книга хорошо известна в мире, получила престижную книжную премию Америки, возглавила список бестселлеров в 2016 году.
 
Действие романа происходит незадолго до Гражданской войны в Америке. Темнокожая несвободная женщина по имени Кора, которая выделяется даже среди своих собратьев, становится изгоем и для «черных», и для «белых». Рабыня совершает побег и попадает на подземную железную дорогу. С ее помощью рабы могут переправиться на свободный Север. На пути к свободе Кора случайно убивает белого мальчика, поэтому за ней начинается охота. В основе повествования – авантюра, приключения, а сюжет так лихо закручен, что не отпускает читателя до развязки.
  
Национальный бестселлер
 
 
Первой в России итоги литературного сезона подводит премия Национальный бестселлер. И для большого числа читателей выбор, сделанный жюри в пользу одного из романов, показался, мягко говоря, странным и не совсем оправданным.
 
Финал семнадцатого сезона «Нацбеста» прошел 3 июня в Петербурге. Среди членов судейской бригады на этот раз оказались рэпер Василий Вакуленко, больше известный как Баста, композитор Настасья Хрущева, Режиссер Борис Хлебников, актриса Анна Ковальчук и лишь один человек, имеющий прямое отношение к литературе, - писатель и дважды лауреат «Нацбеста» Леонид Юзефович. Председателем жюри стал гендиректор Первого канала Константин Эрнст.
 
Голоса разделились между книгами Александра Бренера «Жития убиенных художников» и Анны Козловой  «F20». Свой решающий выбор должен был сделать председатель жюри, и он его сделал в пользу Анны Козловой.
 
 
 
 
Анна Козлова «F20»
Коротко о победителе и финалистах премии
F20 – это не марка автомобиля. Это медицинское обозначение шизофрении. Две сестры-шизофренички живут с матерью-алкоголичкой и ее мужем, таким же психически больным человеком.
 
Зная Анну Козлову, трудно предполагать, что роман будет каким-то иным. О многом говорит тот факт, что по сценариям Козловой снимала свои сериалы скандально известная Валерия Гай-Германика, а сама писательница считается представительницей ультрашокового направления современной прозы.
 
Книга «F20» начала шуметь еще год назад. Рукопись рекламировал молодой писатель Александр Снегирев, лауреат премии «Букер» и по совместительству редактор отдела прозы журнала «Дружба народов», где в итоге и опубликовали роман. К удивлению самих редакторов, номер был раскуплен в один присест, чего с толстыми журналами не происходило чуть ли не с перестроечных времен. Кстати, жанровую принадлежность книги Козлова определила как «кинороман». И, несмотря на то, что определение, скорее, условное, ни члены жюри «Нацбеста», ни сама автор не скрывали, что до экранизации – рукой подать.
 
Однако далеко не все критики согласны с восхищенными откликами о новом романе Козловой. Так, Михаил Морозов, обозреватель из Новокузнецка, далекого от Москвы и Петербурга и близкого нам города, в своей рецензии пишет: «Наверное, разные книжки мы читали с другими рецензентами. На мой взгляд, «F20» - типичный представитель генитальной прозы. Круг событий охвачен исключительно телесной проблематикой, и то не выше пояса. При этом представления о реальной жизни у Козловой весьма приблизительные. Рецензенты взахлеб пишут об откровенности книги. Но это не откровенность, а элементарная грязь. «F20» - типичный образчик искусственно нагнетаемой беспросветной чернухи. Количество психов в тексте превышает все допустимые нормы».
 
На чьей стороне окажется в итоге ваша личная, уважаемый читатель, оценка данного произведения, вы не узнаете, если не познакомитесь с ним лично. Прочитать роман «F20» можно в центре чтения Центральной городской библиотеки.
 
 
 
Александр Бренер «Жития убиенных художников»
Если желаешь эпатировать публику, делай это профессионально. Как умеет это делать борец за вселенскую свободу творцов – Александр Бренер. Его книга воспоминаний «Жития убиенных художников» едва не стала «Национальным бестселлером», уступив роману Козловой  «F20» лишь один балл.
 
Что сказать об авторе? Одно имя Александра Бренера повергает в дрожь многих людей, связанных с искусством, – галеристов и критиков. Многие из них знают Бренера как совершенно невыносимого задиру и трикстера, погромщика выставок и возмутителя спокойствия арт-общественности.
 
В книге упоминаются десятки, если не сотни имен деятелей культуры. И почти всех Бренер критикует и всячески высмеивает. Таков уж его стиль. «Жития убиенных художников» – по сути, сборник баек и анекдотов, и некоторые из них смешные. Однако книга заставляет задуматься о серьезных вещах, таких как досрочная смерть художника.
 
 
   
Елена Долгопят «Родина»
Большую часть читательских симпатий в Интернете и благосклонных рецензий снискала книга еще одной финалистки премии «Нацбест» Елены Долгопят с простым неоригинальным названием - «Родина». А прятался за этой неоригинальностью причудливый букет удивительных рассказов.
 
Никакой социальной прозы, никакого пафоса; пронзительные рассказы Долгопят – это, скорее, сказки или даже страшилки из серии «Гроб на колесиках» или «Черное пианино», но всегда интересные настолько, что сложно оторваться. Часто они основаны на литературной игре. Например, в одном из рассказов вы узнаете героев гоголевской «Шинели», в другом – порадуетесь встрече с прозой раннего Пелевина, по которой так скучали. Но что больше всего импонирует в прозе Елены Долгопят, так это ярко выраженная любовь к тексту, к слову. У автора совершенно поставленный, индивидуальный слог. Рассказы Долгопят хороши и по оставляемому впечатлению.
 
  
 
Андрей Филимонов «Головастик и святые»
В короткий список премии, помимо финалистов, вошли еще несколько авторов. Андрей Филимонов и его роман «Головастик и святые» - произведение не столь увлекательное, сколь опять-таки эпатажное. И если Анна Козлова решила эпатировать публику посредством нагнетания чернухи, то Андрей Филимонов избрал способ матерных анекдотов, которые, как кажется автору, довольно забавны и должны вызывать у читателя улыбку.
 
Повествует роман «Головастик и святые» о жизни глухой деревеньки под названием Бездорожье, в которой живут простые и очень разные люди (прямо как мы с вами). И происходят в этом Бездорожье события одно жестче другого, а люди при этом не унывают и верят в завтрашний день.
 
Этакий лубочный стиль повествования (демонстрация смешных до противного картинок из «народной жизни») с искусственно созданным просторечием делают произведение похожим на пластмассовую игрушку кислотного цвета, которая наверняка опасна для здоровья, но внимание тем не менее к себе привлекает. Особенно тех, кто, не читая бранных слов на заборах, постигает тайны русской души посредством чтения подобной прозы «из народа»...
 
 
  
 
Фигль-Мигль «Эта страна»
Новый роман «Эта страна» автора под псевдонимом Фигль-Мигль будет интересен прежде всего молодому поколению, поскольку целевая аудитория романов Фигля-Мигля – молодежный, интеллектуальный андеграунд.
 
В основе сюжета — альтернативная реальность наших дней, где президент РФ в связи с демографической и внешнеполитической ситуацией решает воскресить несколько миллионов репрессированных в советское время сограждан.
 
Книга рекомендована для прочтения людям, имеющим представление о творчестве писательницы, ибо все присущие ее стилю особенности есть и в «Этой стране». К примеру, «пробуксовка» сюжета где-то к двухсотой странице, где персонажи начинают слоняться по деревням, выполняя дурацкие квесты. Но вынести это можно благодаря второй неизменной черте – диалогам. Это неповторимые, едкие, совершенно гениальные порой диалоги, состоящие сплошь из крылатых фраз, которые хочется записывать и потом цитировать. Поэтому с книгой расстаешься, как с хорошим другом, и обещание второго тома приятно тебя удивляет.
 
 
   
 
Сергей Беляков «Тень Мазепы: украинская нация в эпоху Гоголя»
Сергей Беляков – известный и уважаемый екатеринбургский историк, автор замечательной биографии Льва Николаевича Гумилева («Гумилев, сын Гумилева», 2011). На протяжении последних лет целенаправленно и весьма продуктивно занимался изучением истории Украины и в прошлом году опубликовал итог трудов – «Тень Мазепы: украинская нация в эпоху Гоголя». Работа пока не привлекла широкого внимания, хотя его заслуживает. Поскольку данное произведение – историко-художественное, а значит рассчитано на широкий круг читателей и при этом не является агитационным или компиляционным. «Тень Мазепы» - весьма добросовестное, во многом, по мнению критиков, спорное, но при этом неизменно серьезное и вдумчивое описание Украины. А в половодье сегодняшних споров остро не хватает такой книги – доброжелательной к прошлому Украины и внимательной к людям.
 
 
   
Андрей Рубанов «Патриот»
Этот роман – в известном смысле ответ на вселенскую скорбь по поводу отсутствия в современной прозе текстов про «здесь и сейчас», про 90-е, которые нужно бы нам начинать переосмысливать. Поколенческий роман Рубанова «Патриот» стал лауреатом премии «Ясная поляна», и свои 6 млн рублей автор все-таки получил. Стоит его поздравить!
 
Главный герой – эксцентричный бизнесмен с говорящей фамилией Знаев, в прошлом успешный банкир, а ныне – неудачник, профукавший и семью, и богатство, потерявшийся в реальности настолько, что начинает видеть фантомы и разговаривать с бесом. Яростные попытки героя остаться самим собой приводят его к мысли отправиться на Донбасс, но тут из прошлого приходит весть о рожденном сыне. В общем, читателя ждет целый пуд рефлексии героя, сочные краски перестроечной России и неожиданный финал, обещающий продолжение.
 
 
Премия «Большая книга»
 
 
Добавим, что роман о современной России «Патриот» попал в списки номинантов другой литературной премии – «Большая книга». Финал двенадцатого сезона «Большой книги» прошел 12 декабря в Доме Пашкова под слоганом «Вся власть русской литературе!» и был посвящен столетию Революции. 
 
Предпочтения большинства членов Литературной академии оказались на стороне писателя Льва Данилкина – автора книги «Ленин. Пантократор солнечных пылинок», которой было присуждено первое место. Второе место досталось Сергею Шаргунову и произведению «Катаев. Погоня за вечной весной» (кстати, именно это произведение из серии «ЖЗЛ» было признано лучшим в читательском Интернет-голосовании). Третье место у Шамиля Идиатуллина и романа «Город Брежнев».
 
 
   
 
Лев Данилкин «Ленин. Пантократор солнечных пылинок»
 
Лев Данилкин – признанный в нашей стране литературный критик, журналист, бывший редактор журнала «Плейбой», литературный обозреватель, а теперь еще и специалист по Ленину. Автор абсолютно не гонится за сенсациями, не пытается раздавать оценки, не мнит себя верховным судьей. Он максимально скрупулезно анализирует узловые моменты деятельности Ленина и комментирует их, прибегая к помощи источников. Стоить добавить, что книга «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» стала «Книгой года» по версии литературного конкурса, учрежденного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
   
 
 
 
Сергей Шаргунов «Катаев. Погоня за вечной весной»
Книге Сергея Шаргунова о писателе Катаеве можно лишь крикнуть «Браво!» – отдавая должное таланту одного литератора суметь, восхищаясь талантом другого, написать о нем замечательную работу. Для того чтобы понять, насколько великолепная перед вами проза, достаточно прочесть первый абзац, чтобы уже не останавливаться... Для старшего поколения Катаев – это молодость. Сергей Шаргунов возвращает к тому времени, не ерничая и не подкалывая. И это еще одна причина советовать книгу Сергея Шаргунова «Катаев. Погоня за вечной весной» к прочтению.
   
 
 
 
Шамиль Идиатуллин «Город Брежнев»
Погрузиться в советское прошлое и наслаждаться пребыванием в этом не столь прекрасном, но все-таки счастливом времени читатели смогут благодаря новой книге Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев». Это бережный слепок эпохи, до самых мельчайших деталей.
 
Тринадцатилетний Артур – самый обычный советский подросток, живущий в промышленном городке (сейчас он называется Набережные Челны). Он ездит в пионерлагерь, смотрит фильмы с субтитрами, мечтает о магнитофоне и черном поясе по карате, влюбляется. Он живет в лучшем городе мира, в лучшей стране, где включить песню Вилли Токарева считается преступлением против собственного народа, где профкомы ведут запись желающих купить «Москвич» в кредит, цены на нефть падают, а на продукты – растут...
 
Книга прямо-таки дышит тем временем. Кинематографично – не то слово, читаешь – и видишь перед глазами очередь за апельсинами по два рубля за кило с банкой аджики в довесок, стрелки район на район с арматурой и нунчаками из табуреточных ножек. Идиатуллин бережно развесил по стенам все ружья, и все они к концу романа выстрелили, причем в самые неподходящие моменты.
   
 
 
 
Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него»
В списке финалистов «Большой книги – 2017» года были еще несколько произведений. О них чуть короче с остановками на самом важном и цепляющем. Роман екатеринбуржца Алексея Сальникова  «Петровы в гриппе и вокруг него» самостоятельно проложил себе дорогу в печать, его текст стал известен, прочитан тысячами людей еще до появления книги. Произведение привлекло внимание издателей и критиков, роман причислили к произведениям «русского магического реализма».
 
Главный герой – среднестатистический россиянин Петров – среднего возраста, со средней женой, средним сыном и такой же зарплатой живет в среднем по численности населения городе Екатеринбурге. А в декабре, как водится, гриппует. Собственно нескольким дням из жизни гриппующих Петровых и посвящен роман. Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» рекомендован к прочтению тем, кто любит следить за жизнью персонажей книги, описанной в мельчайших деталях их повседневности, собирать хитроумную мозаику, отыскивать смыслы или отблески этих смыслов. А ближе к концу книги понять, что, пока копошимся в поисках смыслов, мы только и делаем, что их упускаем.
   
 
 
 
Виктор Пелевин «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
У короля русского постмодернизма Виктора Пелевина в 2017 году вышла новая книга «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами». Вот уж где раздолье для читателя, который любит что-то исключительное, вне правил и законов... В центре сюжета – острый конфликт российского руководства с мировым масонством. И попытка разобраться в корнях этих двух зол через три поколения дворянской семьи Можайских. Как всегда, читатели могут думать о Пелевине что угодно, в чем угодно его обвинять, какими угодно словами критиковать. Но Пелевин – это такая планета, которая существует помимо и несмотря...
 
 
 
 
Сергей Самсонов «Соколиный рубеж»
37-летний российский писатель Сергей Самсонов, чья книга «Аномалия Камлаева» в 2009 году входила в шорт-лист «Нацбеста», в 2017 году выпустил роман «Соколиный рубеж», который покажется крайне интересным тем, кто увлекается историей Великой Отечественной войны и военной авиационной техникой. Книга о войне, о противостоянии двух пилотов – советского и немецкого. «Соколиный рубеж» производит сильное впечатление. Чувствуется, что автор основательно изучил матчасть, в тексте часто можно встретить отсылки ко многим произведениям военной литературы.
 
 
   
 
Алексей Слаповский «Неизвестность»
Оказался в числе избранных и роман «Неизвестность». Его автор Алексей Слаповский — сценарист, писатель и драматург. Каждая новая книга Слаповского — эксперимент над жанром, над собой и читателем. «Неизвестность» носит подзаголовок «роман века»: события, описанные в книге, охватывают ровно сто лет – с 1917-го по 2017-й. Сто лет неизвестности. Это история одного рода – рода Смирновых, – описанная в дневниках и письмах, рассказах и диалогах. Игра с форматом в этом романе оказывается на редкость удачной. Дневники, аудиозаписи, приговоры суда и электронные письма... Эти характерные для исторических периодов формы повествования вместе с характерами героев, их переживаниями – словно кусочки мозаики, складываются в единую историю одной большой страны.
   
 
 
 
Игорь Малышев «Номах. Искры большого пожара»
Периоду Гражданской войны посвящено еще одно произведение – «Номах. Искры большого пожара». Написал его Игорь Малышев. Произведение опять-таки чрезвычайно кинематографично, но людям со слабыми нервами и развитым воображением книгу лучше не читать. Зато тому, кто любит смотреть правде в лицо, не отворачиваясь от «такой» своей Родины, – произведение рекомендовано к обязательному прочтению, займет это часа четыре. Ибо слог его прост, образы отчетливо и даже прямолинейно выписаны. Если коротко – это книга об ужасах Гражданской войны и о людях, которые отчаянно верили в возможность строительства счастливого будущего на крови... 
   
 
 
 
Михаила Гиголашвили «Тайный год» 
Верил в это и самый кровожадный царь в русской истории – Иоанн IV Грозный. Именно ему посвящен новый роман Михаила Гиголашвили «Тайный год», обладатель «Русской премии» 2017 года. Действие «Тайного года» охватывает две недели осени 1575-го, когда московский царь оставил престол на крещеного татарина Симеона Бекбулатовича и удалился с семьей и стрельцами в свое имение Александровку, впрочем, продолжая заниматься наиболее важными государственными делами. В романе политический сюжет развивается наравне с духовным, мистическим. Каждая глава, описывающая сутки из жизни царя, начинается сном (как правило, вещим). Грозный много молится, надеясь на спасение души. Среди действующих лиц романа — исторические и вымышленные персонажи. Реальные события перемешаны с легендами. «Тайный год» — исторический, но не документальный роман о человеке, которого терзали противоречия и который попутно управлял огромным государством.
 
 
Премия «Русский Букер»
 
 
Два последних в этом перечне произведения – «Тайный год» и «Номах» – вошли в число финалистов премии «Русский Букер», компанию им составили романы «Заххок» Владимира Медведева, «Свидание с Квазимодо» Александра Мелихова, «Голомяное пламя» Дмитрия Новикова и «Убить Бобрыкина. История одного убийства» Александры Николаенко.
   
 
 
 
Александра Николаенко «Убить Бобрыкина. История одного убийства»
Премию «Русский Букер» за 2017 год получила Александра Николаенко за дебютный роман «Убить Бобрыкина. История одного убийства». На одном из ресурсов книге пророчат участь культового произведения «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева. Дело не только в удивительном языке, которым она написана, а в силе трагического напряжения, на котором она держится. Так говорят некоторые рецензенты, а некоторые называют произведение откровенным словоблудием без смысла и содержания. Главная особенность – написано оно белым стихом: больше двух сотен страниц ритмизированной прозы. Однако хвалить текст только за стиль все равно что человека за красивые глаза – при такой игре есть риск увязнуть в собственной словесной забаве. Взявшись за жонглирование словами, автор, кажется, уже не смогла отвлечься на нечто более содержательное, чем вбрасывание новых причудливых оборотов. Как итог – забава увлекает читателя где-то страниц на двадцать. Сюжет: человек-бука по фамилии Шишин, у которого психически ненормальная мама, мечтает убить бывшего одноклассника и соседа Бобрыкина, женатого на любви всей жизни – девушке Тане. Главы как будто нанизаны искусственно одна на другую. Меняются детали, декорации, а сюжетного развития, развертывания характеров, каких-либо метаморфоз нет. Дебютный роман Николаенко не стандарт большой литературы, уж точно не бестселлер, но книга стоит внимания.
   
 
 
 
Владимир Медведев «Заххок».
Роман о событиях, не слишком хорошо сегодня исследованных, а современному поколению и вовсе неизвестных, но тоже являющихся частью нашей общей биографии. Это гражданская война, разгоревшаяся во времена перестройки, сразу после развала СССР, когда десятки тысяч людей, годами живших друг с другом в мире, в одночасье стали врагами. Таджикистан. Конец июня 1992 года. Рушится империя, и никому нет дела до того, что творится на ее окраинах. Например, в маленьком поселке Ватан, где разгорелась кровавая резня между полевыми командирами, передел власти. И люди оказались заложниками этой кровавой смуты. В колоритно написанном романе «Заххок» мы услышим голоса шестерых героев, узнаем из их уст, как это было, каково оказаться в самом центре межнационального конфликта.
   
 
 
 
Александр Мелихов «Свидание с Квазимодо» 
Очень красиво написанный роман «Свидание с Квазимодо»  Александра Мелихова с первых страниц увлекает читателя несколькими античными трагедиями, разыгранными в современных декорациях. Главная героиня – криминальный психолог. По роду службы она общается с людьми девиантного поведения, с убийцами и психопатами, судьба которых зависит от ее решения. Причину этих зверств героиня видит в красоте. Это удивительное исследование восприятия красоты отдельно взятым человеком.
   
 
 
Дмитрия Новикова «Голомяное пламя» 
«Голомяное пламя» Дмитрия Новикова – гимн Северу с обоснованными оценками современной российской жизни. Это и религиозная составляющая с поиском способов спасения гибнущей цивилизации. Это прекрасный певучий язык, мелодичный и протяжный, как песнь северного старожила. Стоит отметить и удивительное богатство лирических отступлений, описаний природы, ее красоты, ремесел северных людей, воспоминаний детства героя.
 
Все это подчинено художественной задаче произведения – приоткрыть правду о суровой, но прекрасной земле и воспеть любимый сердцу автора край оригинальными выразительными средствами.
 
Со всеми вышеперечисленными произведениями, уважаемый читатель, вы можете познакомиться в центре чтения Центральной городской библиотеки или прочесть их, не выходя из дома, при помощи электронного ресурса «ЛитРес» (не забудьте сначала зарегистрироваться, тогда все эти книги будут доступны вам бесплатно!). До встречи в центре чтения!
 
 
 
Главный библиотекарь
Библиотечно-информационного центра ЦГБ
Валентина Николаевна Кузнецова