Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
Опубликовано: 2024-09-16

 
Дорогие читатели, мы предлагаем вашему вниманию литературный обзор, посвященный творческому наследию писателя-юбиляра, имя которого известно во всем мире, – Виктора Астафьева. Еще при жизни Виктор Петрович стал классиком русской литературы. В этом году мы всей страной отмечаем столетие со дня рождения этого замечательного человека – Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР, РСФСР, России, Независимой премии «Триумф», Международной пушкинской премии, Литературной премии имени Григорьева.
 
Им было создано более 200 произведений, многие из которых экранизированы. Писатель, фронтовик, общественный деятель – это всё о нем. И сегодня его книги актуальны, они трогают нашу душу, формируют ее, учат ценить доброту, порядочность, уважение к старшим. Его произведения входят в нашу жизнь как школа житейской мудрости, которую необходимо пройти каждому настоящему человеку.
 
О том, какие непростые испытания выпали на долю самого Виктора Астафьева, читателю хорошо известно по произведениям автора. В основу многих сюжетов его рассказов и повестей легли факты личной биографии.
 
Одним из таких произведений является удивительно лиричный, проникновенный, атмосферный рассказ «Васюткино озеро»
 
Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» считается одним из лучших произведений о сибиряках – людях стойких и упорных, трудолюбивых и смекалистых, умеющих до самозабвения любить свою суровую и прекрасную природу, выживать в экстремальных условиях – в тайге, в одиночку, не сломавшись и не спасовав ни перед какими трудностями.
 
Главный герой рассказа – тринадцатилетний Васютка – принадлежит как раз к этой породе настоящих сибирских жителей. Недаром его именем назвали озеро в глухой тайге близ Енисея! Такой чести далеко не каждый удостоится. Читатель – ровесник Васютки, конечно, сразу будет заинтригован: чем так прославился мальчишка. Да просто паренек нежданно-негаданно нашел в самой глухой тайге озеро и показал его людям, хотя для этого ему пришлось преодолеть немало трудностей. 
 
Автор призывает читателей не быть равнодушными к своей родной земле, любить ее, открывать всё новые и новые ее тайны. Он пишет: «Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное».
 
Много нового и интересного можно отыскать в каждом произведении Виктора Астафьева. Среди прочих особый трепет вызывает повесть «Перевал», которую также можно отнести к автобиографическим, поскольку в основе ее сюжета лежат трагические события, произошедшие в детстве Астафьева.
 
Действие разворачивается на реке Мана, переименованной автором в Мару. По его признанию, все изменения имен собственных сделаны для того, чтобы «не быть связанным биографическим материалом». Повесть воссоздает реальный эпизод из детства писателя, когда маленький Виктор, брошенный отцом на целую зиму, чуть не умер с голоду вместе с мачехой и маленьким братом на кордоне Сосновка, затерянном в саянской тайге, в 50 верстах выше по течению от устья Маны и родной деревни писателя Овсянки. Сосновка в повести зовется рабочим поселком Шипичихой. 
 
«Перевал» – это повесть об одиноком, рано оставшемся без матери десятилетнем мальчике Ильке Верстакове, пережившем самую горькую в жизни ребенка утрату. Воспоминания о маме и ее трагической гибели написаны так проникновенно и жизненно, что пересказать их вряд ли получится. Уже сами по себе эти строки оправдывают тот факт, что именно повесть «Перевал» стала пропуском Астафьеву в Союз писателей. После чего он занимался литературным трудом уже всерьез, профессионально и всю свою дальнейшую жизнь.
 
В определенный период жизни Виктор Петрович задумал написать повесть «о войне, о любви, о тоске и мечте человека по естественной жизни, без смертей и кровопролитий». Свой замысел писатель осуществил почти через 15 лет. В три дня, «совершенно обалделый и счастливый», написав «черновик в сто двадцать страниц» и затем шлифуя текст, Астафьев создал знаменитую свою повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Написанная в 1967 году повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале «Наш современник» за 1971 год. 
 
Повесть Астафьева – это пастораль войны, произведение о невозможности какой бы то ни было идиллии в нечеловеческих условиях войны. Это антипастораль. 
 
Читаешь и еще раз убеждаешься, что личный опыт участника войны ничем заменить нельзя. Воплощенная в нестандартном астафьевском слове, повесть писателя превращается в неповторимое историческое свидетельство бесценной силы. «Пастух и пастушка» – это и сердечный поклон писателя-фронтовика своим собратьям по оружию, и, несомненно, одно из самых честных и талантливо запечатленных свидетельств того, каким был советский человек 40-х годов. Не щадя себя, такие люди совершали всё возможное и в мирной жизни, и на войне.
 
Астафьев, как редко кто, смог убедительно показать эту уникальность времени и человека и эти утерянные сегодня открытость, простодушие, ясность веры и неколеблющуюся совесть. Беспощадная и великая история одного русского воина, честная и почти невыносимая. И когда переустроители сегодняшнего мира пытаются умалить роль России и русского солдата во Второй мировой войне, хочется напомнить им, что есть неоспоримые и ничем не устранимые свидетельства их подлой лжи. Есть они, к счастью, и в литературе. И творчество Виктора Астафьева – один из ярких примеров такого правдосбережения.
 
Правда во всем. Виктор Астафьев был лишен в литературе таких качеств, как лесть и украшательство, избыточность эмоций. Жизнь как она есть отражается в каждом характере каждого героя, в репликах, поступках, в описаниях.  
 
Неприглядная правда жизни оперативного работника милиции в маленьком городке Вейске легла в основу романа «Печальный детектив». Он был написан в 1986 году. 
 
Главный герой пытается разобраться в причинах, толкнувших людей на преступление, помочь тем, кто еще не сбился с пути. 
 
Астафьев стремится заглянуть в потайную комнату русской души, при этом он в основном задает вопросы, а не предоставляет нам готовые ответы. Герой размышляет о преступлениях, о созревании зла в обиженном и затравленном человеке, о вспыльчивости русского характера, о сострадании ко всему живому. В прицеле авторского внимания возникает парадокс, когда сочувствие к окружающим становится для человека проклятием. Отчего жертвы прощают насильников и убийц, льют слезы по ворам и хулиганам? 
 
В повести описан всего один день из жизни Леонида, очень печальный, тоскливо-мокрый серый день, в каком-то смысле ничем не примечательный, но, с другой стороны, – знаменательный. Бывают же такие дни, когда мысли перестают биться как мухи в банке, всего на один миг останавливаются, и человек понимает простую, ускользавшую от него многие годы истину: о себе самом, о жизни, смерти и о предназначении.
 
Путь человека на Земле, его судьба и взаимосвязь с внешним миром: с историей, обществом, природой – всё это не переставало волновать Астафьева. Именно он ввел в деревенскую прозу проблемы экологии, бережного, гуманного отношения к человеку, к его дому и тем традициям, которые столетиями живут на российской земле.
 
В 1976 году на страницах журнала «Наш современник» появилось произведение Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба», имеющее подзаголовок «Повествование в рассказах». Главная тема – взаимоотношения человека и природы. Книга объединила рассказы, порой похожие на притчи. Многие страницы посвящены подробнейшему описанию родной тайги, рек и горьким картинам их разорения. Тема природы обрела мощное философское звучание. 
 
Основу «Царь-рыбы» составляют рассказы о рыбаках, охотниках-промысловиках, написанные автором в разное время. Одна из глав дала название всему сборнику. Она является самым ярким центром всего повествования.
 
Главный герой новеллы «Царь-рыба» – самый удачливый и умелый рыбак деревни Зиновий Игнатьич. Он старается брать от природы по максимуму и не считает браконьерство зазорным занятием. Жадность и гордыня приводят его на край гибели. В темноте ночи в ожидании смерти наедине с царь-рыбой Игнатьичу предстоит заново переосмыслить жизнь, осознать, в чем виноват он перед Богом и людьми. Даст ли ему природа второй шанс? 
 
В этом произведении читатель найдет всё: и автобиографические воспоминания, и интригующие моменты, и рыбацкие байки у костра, и бытовые зарисовки, и рассуждения автора. В 1978 году за книгу «Царь-рыба» Виктор Астафьев получил Государственную премию СССР.
 
Астафьев ничего не боялся и никогда не отказывался от того, что писал. Будучи невероятно ранимым человеком, он никогда этого не показывал. Годы борьбы за выживание, которую он вынужден был вести с детства, и крепкая крестьянская жилка выковали в нем тот стержень, который, как он считал, должен быть в каждом настоящем человеке. 
 
Однако устоять перед несправедливостью мирной жизни бывает не под силу даже тем, кто преодолел все ужасы самой страшной войны. Об этом последний рассказ Виктора Астафьева «Пролетный гусь», который был напечатан в журнале «Новый мир» в январе 2001 года. В этом же году за него писателю посмертно присуждена Литературная премия имени Юрия Казакова.
 
Астафьев рассказывает историю семьи молодых фронтовиков Данилы и Марины Солодовниковых. Ребята попали на войну со школьной скамьи, один воевал на передовой, другая спасала раненых в госпитале. После войны, оставшись без родственников, Марина и Данила оседают в маленьком городке Чуфырино и постепенно начинают привыкать к мирной жизни: находят жилье, устраиваются на работу, у пары рождается сын. Только жизнь молодых людей начинает налаживаться, как на них обрушивается беда за бедой. Ребенок болеет, а герои войны Солодовниковы оказываются в конфликте с антигероями жизни – сытыми, самодовольными, корыстными, равнодушными Мукомоловыми.  
 
Сумеют ли Солодовниковы справиться со всеми несчастьями, или их короткое семейное счастье «пролетит» мимо, как пролетный гусь?
 
Рассказ заставляет задуматься над вопросами жизнестойкости и непротивления злу насилием. Произведение очень сильное, вызывает бурю противоречивых эмоций.
 
«Главное, чего нам всем не хватает сегодня, – это искренности и жажды справедливости», – говорил Астафьев. А этого и в самом авторе, и в его книгах было с лихвой. Если устанете от фальши времени, обратитесь к прозе Виктора Петровича Астафьева. Даже не соглашаясь с ним в чем-то, вы все равно получите свой глоток искренности. 
 
Напоминаем, что все произведения Виктора Астафьева доступны в библиотеках Ангарского городского округа. Мы желаем вам полезного и поучительного чтения. До встречи в библиотеке!
 

100 лет со дня рождения Виктора Астафьева (1924–2001)