Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
муниципальное бюджетное учреждение культуры ангарского городского округа
16+
 
Весь мир – театр, а люди в нем актеры.
 
Уильям Шекспир
 
2019 год – Год театра. 20 век подарил русскому театру целую плеяду замечательных артистов. Среди них такие блестящие актеры театра и кино, как Ф. Раневская, Т. Доронина, А. Миронов, А. Ширвиндт, великая певица Г. Вишневская. Все они цельные и достойные личности, поэтому интересно почитать их личные воспоминания, дневники, воспоминания о них друзей и близких.
 
В первую очередь представляем вам книгу воспоминаний великой оперной певицы.
 
Вишневская, Г. П. Галина: история жизни / Г. П. Вишневская. – Минск : Аурика, 1997. – 640 с. : ил. – (Женщина-миф).
 
Книга воспоминаний великой оперной певицы Галины Вишневской – рассказ о том, как ленинградская девочка, едва не погибшая от голода в блокаду, стала примадонной Большого театра и завоевала своим творчеством весь мир. В 50 – 60 годы XX в. она была самой яркой звездой советской оперной сцены, исполняла главные партии в «Пиковой даме», «Травиате», «Аиде», «Тоске» и других операх. Ей посвящали свои работы выдающиеся композиторы Шостакович и Прокофьев, с ней работали лучшие дирижеры, ее партнерами по сцене были С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Д. Фишер-Дискау, П. Доминго... Она стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене: пела в театрах «Ковент-Гарден» (Лондон), «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк), Парижской национальной опере, «Ла Скала» (Милан), Венской государственной опере. Выступала и записывалась с крупнейшими дирижерами: Г. фон Караяном, О. Клемперером, А. Ш. Мелик-Пашаевым...
 
Имея от природы поставленный голос, без консерваторского образования, Вишневская поставила перед собой цель – стать великой артисткой, как Шаляпин, стать индивидуальностью. Ведущие зарубежные критики называли Вишневскую «Шаляпин в юбке». Эту книгу можно назвать своеобразной историей русской и мировой оперы, хотя здесь рассказывается и о трагической судьбе Советского Союза.

Экземпляры книги – в отделе «Абонемент» ЦГБ, библиотеках № 1, № 4, № 5, № 6.


 

Через собственную жизнь удалось показать судьбу целого поколения и другой прекрасной женщине и актрисе – Татьяне Дорониной.

Доронина, Т. Дневник актрисы / Т. Доронина. – Москва : Вагриус, 1998. – 317 с.: ил.
 
Книга написана удивительно тонко и в то же время ярко и выразительно. Татьяна Васильевна искренне и интеллигентно рассказывает о людях и событиях, из которых состояла и состоит непростая жизнь актрисы. Доронина поступала сразу в несколько учебных заведений: Щукинское и Щепкинское училища, ГИТИС и Школу-студию МХАТ. Поступила во все, но выбрала последнюю, где училась вместе с таким великими мастерами, как Евгений Евстигнеев и Олег Басилашвили, который стал ее первым мужем.
 
Читая книгу, понимаешь, что актриса живет театром: она помнит все свои роли, всех актеров, с кем ей пришлось сниматься. Каждая ее роль – событие в театральном мире. Фильмы с ее участием: «Старшая сестра», «Три тополя на Плющихе», «Еще раз про любовь», «Мачеха» – вошли в «золотой фонд» нашего кинематографа и получили премии на международных кинофестивалях.
 
Книга интересна и тем, что на ее страницах мы видим Георгия Товстоногова и Иннокентия Смоктуновского, Павла Луспекаева, Аллу Тарасову и Владислава Стржельчика, бывшего министра культуры Екатерину Фурцеву в неожиданном и совершенно новом для нас ракурсе. В книге использованы фотографии из личного архива автора.
 
Экземпляры книги – в отделах «Читальный зал» ЦГБ, «Абонемент» ЦГБ, библиотеках № 4, № 5.
 

Перенесемся с драматической сцены на балетную и обратимся к творчеству великой русской балерины Галины Улановой.

Львов-Анохин, Б. А. Галина Уланова / Б. А. Львов-Анохин. – Москва : Искусство. – 1984. – 349 с.
 
Книга посвящена творческому пути знаменитой русской балерины Галины Улановой. Это наблюдения и размышления автора, театрального критика, о личности балерины в ролях Одетты-Одиллии, Жизели, Раймонды, Джульетты и многих других. Так же, как Вишнеская создала свою манеру пения, так и Уланова смогла создать свою манеру танца, как бы нехотя, уступая необходимости. В танце она всегда искала гармонию мыслей и чувств. Говорят, даже можно было различить, когда она в танце говорит, а когда молчит.
 
Может быть, она танцевала «Лебединое озеро» с таким совершенством потому, что была одарена свойством правдиво, искренне и одновременно просто выражать чувства и настроения? Наверное, нет другой балерины, которая была бы так до конца естественна во всех движениях классического танца. Ее тело всегда казалось легким и ненапряженным, даже нереальным, неосязаемым. На глазах зрителей она становилась похожей на луч лунного света во втором акте «Жизели» или легкое облачко, когда являлась опечаленному Гирею тенью Марии в «Бахчисарайском фонтане».
 

Экземпляры книги – в «Отделе искусств» ЦГБ, библиотеках № 1, № 3, № 4, № 5, № 6, № 13.


 
Любой артист с большой буквы, будь то артист балета или драматического театра, имеет свою индивидуальность, свой собственный почерк. И один из самых узнаваемых и любимых – артистический почерк Андрея Миронова.
 
Андрей Миронов : сборник воспоминаний / ред.-сост. Б. М. Поюровский. – Москва : Искусство, 1991. –382 с.: ил.
 
Гениальный театральный актер, звезда кино- и телеэкрана, великолепный импровизатор на эстраде... Еще при жизни он был любим и знаменит, а после смерти стал личностью почти легендарной. Легкость, артистизм, изящество, юмор, скромность и искренность, умение восхищаться коллегами – его отличительные черты. В нем жил дух творческого соревнования, но никогда не было зависти. Это был человек по природе жизнерадостный: недаром неунывающий и ловкий Фигаро стал его главной ролью.
 
Андрей Александрович не произносил речей, он высказывался через свои роли. Поэтому, когда в финале «Доходного места» Островского он, в роли Жадова, оставался один на один с публикой и тихо, но убежденно говорил: «Всегда были, есть, будут честные люди» – и улыбался своей особенной, обезоруживающей улыбкой, зрители ему верили.
 
В кино он снимался у виднейших режиссеров: Э. Рязанова, М. Захарова, Л. Гайдая, А.Суриковой. В театре сыграл Чацкого, Дон Жуана, Хлестакова, Фигаро и еще десятки ролей, о которых любой драматический артист может только мечтать. Эта книга – воспоминания известных в мире искусства людей, кому посчастливилось работать, дружить, быть просто знакомыми Андрея Миронова, которые органично складываются в Жизнь Артиста, короткую, но яркую и плодотворную.
 
Экземпляры книги – в отделе «Абонемент» ЦГБ, библиотеках № 1, № 4.

О ней, как и об Андрее Миронове, начали складывать легенды еще при жизни, а после смерти Фаине Раневской – великой актрисе, актрисе на все времена – стали приписывать все новые изречения.
 
Скороходов, Г. А. Фаина Раневская. Фуфа Великолепная, или С юмором по жизни / Г. А. Скороходов. – Москва : Алгоритм, 2013. – 335 с. – (Женщина, покорившая мир).
 
Книга о выдающейся актрисе, вошедшей в десятку лучших актрис XX века, необыкновенной женщине, умевшей как никто видеть жизнь через призму искрометного юмора. Актрисе, которую те, кто видел ее роли, забыть не смогут. Актерская работа Фаины Раневской была такой, что даже эпизодическое ее участие в фильме или спектакле делало их событием.
 
Роль мачехи в «Золушке» по сказке Евгения Шварца принесла актрисе огромную зрительскую любовь. Это одна из лучших комедийных ролей Раневской. Удивительно, но злая мачеха – объект ненависти читателей «Золушки» Перро – в фильме вызывает восхищение и восторг, хотя ни на секунду не перестает быть отрицательной. Она убеждает в том, что можно заставить зрителя ненавидеть героя и при этом восхищаться.
 
Может быть, потому, что Раневская никогда не учила текста, а привыкала к роли, думала, ждала, когда чужие слова станут ее собственными. Актриса – соавтор почти каждой своей роли. Она не воспроизводила заученный текст, а импровизировала, но в импровизациях была безошибочна. В ее героинях зрители узнавали соседку-склочницу, сослуживицу, просто знакомую, установившую в семье режим диктатуры. И хотя книга по форме напоминает дневник, она таковым не является, автор делится с нами своими наблюдениями, впечатлениями от случая к случаю.
 

Экземпляры книги – в библиотеке № 4.


 
Не менее замечательным чувством юмора и самоиронией, чем у Фаины Раневской, славится Александр Ширвиндт.
 
Ширвиндт, А. А. Проходные дворы биографии / А. А. Ширвиндт. – Москва : Колибри, 2014. – 309 с. : ил.
 
По словам самого автора, это «не литература и не скрупулезная биографическая справка. Это – чехарда воспоминаний». С чувством юмора, с присущей ему иронией Александр Анатольевич рассказывает читателям о своей жизни, интересной, насыщенной, богатой событиями и смешными театральными историями.
 
Читатели узнают, что А. Ширвиндт был близким другом А. Миронова. Но в основном артист пишет о себе, своей семье, о трогательной любви к жене, Наталье Белоусовой, близкой ему по духу, понимающей и принимающей его таким, какой он есть. В книге приведена их трогательная переписка, говорящая о полном взаимопонимании и большой любви. Книгу невероятно интересно читать. Автор откровенно и иронично высказывает свое мнение о тех или иных событиях в искусстве, стране и мире.
 
Экземпляры книги – в библиотеках № 3, № 4.
 
 
 
 
Надеемся, что в преддверии Года театра эти книги вызовут повышенный интерес. Ждем вас в библиотеках города.
 
Обзор подготовила 
ведущий библиотекарь библиотеки №4 
Гаврилова А. Н.